Кафедра «Проектирование вертолётов» МАИ приняла участие в выставке HeliRussia-2020

23 сентября 2020
Кафедра «Проектирование вертолётов» МАИ приняла участие в выставке HeliRussia-2020 Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Кафедра 102 «Проектирование вертолётов» Московского авиационного института традиционно приняла участие в 13-й Международной выставке вертолётной индустрии HeliRussia, проходившей с 15 по 17 сентября в выставочном центре «Крокус Экспо». Заместитель заведующего кафедрой по научной работе Борис Артамонов выступил с докладом, рассказав об опыте подготовки специалистов в области вертолётостроения в МАИ, а на стенде вуза были продемонстрированы две созданные на кафедре продувочные модели вертолётов и одна модель преобразуемого винтокрылого летательного аппарата, предназначенные для исследования их характеристик в аэродинамической трубе.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Уникальное образование

Маёвская кафедра 102 является единственной в мире, ведущей комплексную подготовку специалистов в сфере вертолётостроения. При этом процесс обучения не ограничивается одной площадкой.

— У нас действует уникальная законодательно утверждённая форма сетевой образовательной программы, — рассказывает Борис Артамонов. — Наша кафедра единственная ведёт обучение на пяти образовательных площадках. Например, мы водим своих студентов на экскурсии на лабораторную базу ЦАГИ. Также у нас существует учебная база в Национальном центре вертолётостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова. Она позволяет студентам — мы стараемся, чтобы в основном это были целевики — не только учиться в специально оборудованных аудиториях, но и с первого курса работать в подразделениях организации.
В рамках целевого набора кафедра в этом году приняла 33 человека. Но и остальные студенты имеют все возможности совмещать учёбу с работой: начиная с третьего курса, кафедра активно трудоустраивает своих воспитанников. Поэтому на момент написания диплома порядка 90% студентов кафедры уже работают по специальности.

Молодые специалисты востребованы Национальным центром вертолётостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова, Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского (ФГУП «ЦАГИ»), Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации (ФГУП «ГосНИИ ГА»), компаниями, эксплуатирующими вертолёты, предприятиями оборонно-промышленного комплекса и др.

Продувочные модели вертолётов

Две продувочные модели, представленные кафедрой на HeliRussia-2020, были изготовлены по заказу Московского вертолётного завода имени М.Л. Миля. Первая из них — вариативная модель многоцелевого вертолёта Ми-171А2. Она позволила изучить характеристики реального вертолёта, которые необходимо учитывать при эксплуатации.

— На базе этой модели мы провели широкий комплекс аэродинамических исследований, и фактически сейчас мы имеем характеристики всех разновидностей вертолётов семейства Ми-8/Ми-17, которые были выпущены за последние годы. Причём это характеристики не только чистых корпусов, но и фюзеляжей, оснащённых подвесками как гражданского, так и военного назначения, — поясняет заместитель заведующего кафедрой.
Вторая модель была изготовлена в прошлом году. Это модель офшорного вертолёта Ми-171А3, разрабатываемого для эксплуатации на нефтегазовых месторождениях на шельфах. Она изготавливалась с нуля, так как доработать существующую модель Ми-171А2 не представлялось возможным из-за различий конструктивных особенностей двух вертолётов.
— При изготовлении модели Ми-171А3 мы впервые использовали новый подход. Если модель Ми-171А2 делалась на станке с ЧПУ путем фрезерования её элементов из полиамида, то модель Ми171А3 имеет металлический каркас, на котором закреплены элементы, созданные на 3D-принтере. Причём детали были изготовлены настолько точно, что практически не требовали подгонки, — говорит Борис Артамонов.
Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Модель преобразуемого летательного аппарата

Третья модель создана на основе наработок англо-итальянской компании AgustaWestland, несколько лет назад представившей концепт преобразуемого летательного аппарата вертикального взлёта и посадки Zero.

— Аппарат представляет собой крыло с винтами, приводимыми во вращение электроприводами. Идея состоит в том, что аппарат отрывается от земли как вертолёт — вертикально, затем винты поворачиваются, и дальнейшее движение он осуществляет как самолёт. Полноразмерная модель этого аппарата демонстрировалась на выставках, однако ни одной цифры по этому проекту опубликовано не было, а потом работы были внезапно прекращены, — отмечает Борис Артамонов.
Испытания продувочной модели в аэродинамической трубе позволили доказать, что данный аппарат, питающийся только от аккумуляторных батарей, несостоятелен. Ёмкости его аккумуляторов при предельном весе хватит только на то, чтобы оторвать его от земли.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

При этом аппарат имеет свои преимущества. Например, его конструкция позволяет не терять высоту при переходе в горизонтальный полёт, что является типичной проблемой преобразуемых аппаратов. Также электропривод позволяет регулировать обороты винтов. Поэтому идея представляется специалистам МАИ интересной, но требующей проработки на основе аппарата с гибридной силовой установкой, получающего энергию от газотурбинного двигателя и электрогенераторов. В дальнейшем на кафедре планируется провести работу в этом направлении.

В этот день было

Начало летных испытаний пассажирского самолета Ан-38-100
Первый полет палубного истребителя МиГ-29К
Лётчики И. В.Вотинцев и Н.Ф. Садовников на самолёте Т10У-2 (Су-27УБ) завершили беспосадочный перелёт