Новая магистерская программа МАИ по послепродажному обслуживанию

15 июля 2020
Новая магистерская программа МАИ по послепродажному обслуживанию

Московский авиационный институт осуществляет подготовку кадров по всему жизненному циклу высокотехнологичной продукции, от проектирования до реализации отдельных производств, эксплуатации и послепродажного обслуживания. В связи с этим в университете активно развиваются новые направления подготовки. Так, в 2018 году в МАИ была запущена не имеющая аналогов среди отечественных вузов магистерская программа «Технология эксплуатации и послепродажного обслуживания авиационной техники». Её цель — восполнить существующий в России пробел в части организации качественного послепродажного обслуживания на высоком международном уровне и восполнить дефицит кадров. В этом году состоялся первый выпуск.

Об особенностях и уникальности программы, а также о том, что даёт студенту учёба в магистратуре по профилю «Технология эксплуатации и послепродажного обслуживания авиационной техники», мы поговорили со старшим преподавателем кафедры «Технология испытаний и эксплуатации» института № 12 «Аэрокосмические наукоёмкие технологии и производства» МАИ Андреем Кириллиным, управляющим директором E&A Aviation, экспертом магистерской программы «Технология эксплуатации и ППО АТ», председателем государственной аттестационной комиссии Камилем Гайнутдиновым, а также с новоиспечёнными выпускниками магистратуры МАИ.

Андрей Викторович, чем вызвана необходимость создания в МАИ данной магистерской программы?

Во-первых, перед МАИ, как опорным университетом авиационной отрасли, стояла задача выпуска специалистов для всех стадий жизненного цикла авиационной техники: начиная с проектирования и кончая эксплуатацией и послепродажным обслуживанием. Во-вторых, существующая критика некоторых образцов гражданской авиационной техники отечественного производства в части эффективности её эксплуатации показывает, что процессы в этой сфере в настоящее время построены не с такой степенью проработанности, как у наших зарубежных конкурентов. И наконец, в-третьих, в последние годы сложилась тенденция, что основной доход ключевых производителей авиационной техники поступает не с продажи воздушных судов, а с их обслуживания. Ведь жизненный цикл самолёта весьма продолжительный. И при его покупке клиент надеется на продолжительное и плодотворное сотрудничество, как с его разработчиком и производителем, так и с производителями его компонентов. Если хотите, это похоже на очень долгий брак. Вопрос только, какой это будет брак: счастливый или нет?

Как выглядит учебный план магистерской программы «Технология эксплуатации и ППО АТ»?

В основе плана лежит модульная система, которая делает образование более гибким и универсальным, увеличивая шансы выпускника на трудоустройство с учётом широчайшего спектра областей авиационного сервиса. Учебный план построен с возможностью реализации индивидуальных траекторий, что даёт возможность студенту приобрести более широкий спектр компетенций и практических навыков. Так, наши студенты в этом году параллельно с основной программой успешно окончили программу Школы сервиса МАИ.

Расписание обучения по данной программе формируется ориентировочно на вторую половину дня. Так, что большинство студентов могут смело совмещать работу с учёбой. Также в программе большая доля самостоятельной работы и проектной деятельности студентов, которая распределена по семестру.

В настоящее время мы переводим учебный план, а также отдельные курсы на английский язык. Надеюсь, к 2021 году мы сможем предложить полностью англоязычную магистерскую программу «Технология эксплуатации и ППО АТ».

Какие возможности может открыть данная программа для реализации системы непрерывного образования в рамках МАИ?

При построении программы мы старались большинство курсов проектировать длительностью 72 академических часа, что позволяет достаточно быстро трансформировать их в отдельные курсы повышения квалификации. Так, например, записаться на эти курсы может любой студент, который захочет повысить свою компетенцию в области поддержания лётной годности или в вопросах нормативного обеспечения эксплуатации ВС.

Могут ли к вам прийти слушатели без базового инженерного образования?

Конечно, ведь наша программа построена таким образом, что студент может самостоятельно выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию за счёт выбора элективных дисциплин. Они могут компенсировать недостающие инженерные знания и усилить компетенции, сформированные в процессе получения их базового образования. Хотя, например, для экономистов или менеджеров это будет сложно. Но я знаю, что ребят, решивших связать свою жизнь с эксплуатацией и сервисным обслуживанием ВС, сложности не пугают.

Каковы отличительные особенности именно этой магистерской программы, выделяющие её среди иных программ МАИ, и в особенности института № 1, которые в большей степени заточены на проектирование и конструирование ЛА, а также программ, которые предлагают иные политехнические вузы?

Магистерские программы института № 1 ориентированы, в первую очередь, на такие стадии жизненного цикла ВС, как проектирование и конструирование. Однако система эффективной эксплуатации создаваемого ВС должна разрабатываться без отрыва от основных систем воздушного судна, чтобы была гарантия обеспечения максимально возможной эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности ВС, взаимозаменяемости компонентов и многих других нюансов, делающих ВС привлекательным для эксплуатанта и организаций, которые в будущем будут его обслуживать.

Аналогичных программ в других политехнических вузах нет. Я имею в виду программы, в которых профиль эксплуатации был бы также комплексно упакован в направление «Авиастроение». Другие политехнические вузы больше ориентируются на направление технической эксплуатации, которая, на мой взгляд, несколько оторвана от жизненного цикла ВС в целом. МАИ в этом плане — уникальный вуз, который собрал у себя компетенции по всем стадиям жизненного цикла ВС. А поскольку процесс эффективной эксплуатации сквозной, тут важны многие нюансы, которые необходимо заложить на этапе проектирования, обеспечить на этапе производства и поддерживать на этапе эксплуатации.

Кстати, мне приятно отметить, что уже есть прецеденты, когда выпускники бакалавриата Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) поступают именно в нашу магистратуру по направлению «Авиастроение».

Какие перспективы представляются выпускникам магистратуры «Технология эксплуатации и ППО АТ» МАИ и почему недостаточно бакалавриата по этой же тематике?

В первую очередь, магистратура даёт управленческие компетенции, умение применять методы научного познания в конкретной прикладной сфере, находить новые пути решения проблем, возникающих в области эксплуатации и послепродажного обслуживания ВС. В рамках обучения на бакалавриате невозможно в полной мере реализовать модульный подход в изучении технологии эксплуатации и ППО авиационной техники. Открытие бакалавриата по данному профилю в МАИ — перспективная задача. Но надо понимать, что выпускник бакалавриата может претендовать только на позиции младшего инженерного состава технических служб эксплуатации, а выпускник магистратуры, как правило, занимает более высокие должности, в том числе связанные с разработкой и внедрением новых технологий сервисного обслуживания воздушных судов.

Кто выступил в качестве индустриальных партнёров магистратуры? Где ребята проходили практику и стажировались?

Кафедра «Технология испытаний и эксплуатации» института № 12 «Аэрокосмические наукоёмкие технологии и производства» в рамках реализации магистратуры сотрудничает со многими компаниями, связанными с эксплуатацией воздушных судов. В настоящее время среди партнёров программы ПАО «Корпорация «Иркут», ООО «РАпарт Сервисез» и «Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышёва». Часть наших ребят стажировались в «Connected Aircraft Enterprise» (стартап по разработке систем обработки эксплуатационных данных), другие успешно совмещали работу на предприятиях технического обслуживания и ремонта, в частности, «S7 Technics», с учёбой, и трудовая деятельность засчитывалась как практика и стажировка. Лучшие наши студенты прошли конкурсный отбор и параллельно учились в Школе сервиса МАИ, по результатам обучения в которой им также были зачтены практики.

Как вы оцениваете первый выпуск магистратуры?

Несомненно, мы оцениваем наших выпускников на самом высоком уровне. Ребята подготовили очень сильные проекты на самые разные тематики: были работы, посвящённые планированию материально-технического обеспечения эксплуатации отечественных образцов ВС и логистической поддержке; была работа, посвящённая управлению запасами компонентов ВС; а также работы по применению методов системного анализа при проектировании интеллектуальных систем обработки эксплуатационных данных. В ходе защиты ребята уверенно показали знания в своей профессиональной сфере. Приятно осознавать, что, когда плотно работаешь со студентами, помогаешь им в их проектной деятельности, в результате видишь на защите не просто своих студентов, а настоящих профессионалов, способных оппонировать комиссии и обосновывать как свою точку зрения, так и проект в целом. Всего выпустилось семь человек, четыре из них получили диплом с отличием.

Каковы возможные карьерные перспективы у выпускников магистратуры?

Ключевой профиль наших выпускников — специалист отдела эксплуатации и послепродажного обслуживания организации-разработчика ВС. Также наши студенты обладают компетенциями в области организации и планирования материально-технического обеспечения эксплуатации ВС, организации и планирования работ по техническому обслуживанию и ремонту, организации ремонтных цехов с применением методов LEAN и многими другими востребованными компетенциями.

Подавляющее большинство выпускников программы уже работают у наших партнёров. Мы стараемся не терять с ними связь и вовлекать как наших выпускников, так и их коллег в процесс совершенствования нашей магистерской программы.

Ваши рекомендации по подготовке к поступлению для студентов в этом году?

В первую очередь, для успешной и эффективной учёбы на данной программе необходимо знание английского языка не ниже Intermediate. В настоящее время в мире рабочий язык авиации — английский, и все основные информационные источники также — на английском. Поэтому студенты, свободно владеющие этим языком, получают неоспоримое преимущество. Также хочу отметить Школу сервиса МАИ, в которой у ребят, прошедших отбор, есть возможность вживую пообщаться с ведущими мировыми экспертами в области эксплуатации ВС, технического обслуживания и ремонта, такими как Джованни Симонетти, Ричард Невилл, Мишель Крушитти и др.

Камиль Рафитович, насколько востребована профессиональная область сервиса и послепродажного обслуживания авиационной техники в России?

Исторически Советский союз и Россия были сильны в области проектирования и производства авиационной техники, но сервисная часть, по разным причинам, серьёзно хромала — системного подхода к обучению специалистов по послепродажному обслуживанию авиационной техники до настоящего времени не было. Конечно, на рынке есть соответствующие специалисты, которые могли набраться опыта самостоятельно: поехать учиться за границу, получить знания в одном из профильных вузов или на практике, решая текущие задачи эксплуатации и послепродажного обслуживания в своих организациях, но всё это бессистемные процессы. Магистерская программ «Технология эксплуатации и ППО АТ» призвана восполнить существующий пробел именно в части организации качественного послепродажного обслуживания на высоком международном уровне и восполнить дефицит кадров. Она даёт возможность специалисту сделать осознанный выбор и начать профессионально работать в сервисной части отрасли, что существенно повысит кадровый потенциал нашей авиационной промышленности. В МАИ готовят специалистов, которые будут любить и профессионально знать своё дело, которые будут реально создавать продукты и сервисы будущего.

Как эксперт программы «Технология эксплуатации и ППО АТ» считаете ли вы, что МАИ достиг цели по выпуску квалифицированных специалистов в рассматриваемой области?

МАИ превзошёл мои ожидания — программа, действительно, появилась очень вовремя. Университет смог создать программу, отвечающую современным требованиям, и поставить её на рельсы. Первый выпуск магистров уже состоялся, и это большой успех.

Во время защиты магистерских диссертаций студенты продемонстрировали блестящие знания, и, конечно, нельзя не отметить серьёзную теоретическую наполненность работ. На мой взгляд, это правильно в самом начале пути — на этапе становления и формирования либо перехода от предыдущих направлений. Наполнение теорией — это фундаментальная вещь.

Что бы вы могли пожелать абитуриентам, поступающим в магистратуру на профиль «Технология эксплуатации и ППО АТ»?

В советское и постсоветское время считалось, что управлять самолётом круто, а вертолётом — не очень. Я попал в группу, которая училась летать на вертолётах. И казалось, что это нечто менее престижное. Но время всё расставило по своим местам. Вертолётная техника не уступает самолётной по современности и значимости.

Так и в области конструирования и производства воздушных судов и их сервиса. Есть предвзятое мнение, что сделать самолёт — это круто, а спланировать его обслуживание и сервис — уже не так престижно. Так вот, я могу с абсолютной уверенностью сказать, что выстраивать эффективную систему эксплуатации зачастую гораздо интереснее, нежели конструировать само судно. Здесь больше возможностей для креатива, и сейчас это направление становится более перспективным и актуальным по сравнению с созданием авиационной техники. Я видел много людей, которые попадали в сервис и уже не возвращались к производственной и проектной деятельности, настолько их увлекла эта относительно новая специальность с колоссальным выбором работ и функций. Сервис — это всегда движение, здесь постоянно появляется что-то новое. И здесь как нигде нужны ребята, профессионалы своего дела, у которых горят глаза.

Отзывы выпускников магистратуры «Технология эксплуатации и ППО АТ» МАИ-2020

Ведущий специалист отдела по работе с клиентами ООО «РАпарт Сервисез», выпускница магистратуры «Технология эксплуатации и ППО АТ» МАИ-2020 Анастасия Белова:

«Нужно сказать, что до поступления моя деятельность была связана с авиацией лишь косвенно. Я получила основное образование в области микросистемной техники и технологий авиационного приборостроения. При этом я часто летаю на самолётах, но до поступления в магистратуру совершенно не знала, как их эксплуатируют с точки зрения используемых технологий, и захотела узнать об этом подробнее. То есть в начале пути это было просто естественное любопытство, нежели конкретный план в отношении будущей профессии.

В рамках обучения я получила массу полезных знаний, которые уже использую в своей профессиональной деятельности. Очень сильно помогло обучение в Школе сервиса МАИ, куда мне удалось пройти отбор на втором курсе магистратуры. Я поняла важные аспекты эксплуатации воздушных судов. По моему мнению, организовать безопасную эксплуатацию воздушного судна и обеспечить его постоянную доступность — чуть ли не тяжелее, чем его спроектировать.

В магистратуре я не просто получила багаж знаний по послепродажному обслуживанию, но и научилась разговаривать на одном языке с людьми, которые проработали в этой сфере не один десяток лет. Сейчас моя текущая работа связана с материально-техническим обеспечением эксплуатации воздушных судов. Наша организация занимается поставками авиационно-технического имущества. На данный моменты мы специализируемся на самолётах SSJ-100, но также имеем в портфеле заказов комплектующие для Boeing и Airbus.

Абитуриентам, поступающим на профиль «Технология эксплуатации и ППО АТ» я могу порекомендовать, во-первых, изучать английский язык, который является основным в авиации; во-вторых, читать больше специализированных иностранных журналов, в которых публикуют основные достижения, инновации и тренды в области эксплуатации ВС; и в-третьих, не лениться и активно изучать нормативную документацию, как отечественную, так и зарубежную, в первую очередь, EASA (Европейского агентство по безопасности полетов) и FAA (Федерального управления гражданской авиации США)».

Начальник отдела производственного обеспечения отделения испытаний ПАО «Корпорация Иркут», выпускник магистратуры «Технология эксплуатации и ППО АТ» МАИ-2020 Александр Корнеевич:

«Главной мотивацией при поступлении в магистратуру была перспектива дальнейшего развития, получение востребованной специализации в области авиастроения и будущий карьерный рост. При поступлении я подавал документы на профиль «Нормирование лётной годности и сертификация гражданской авиационной техники», но по распределению попал на профиль «Технология эксплуатации и послепродажного обслуживания авиационной техники». О результатах распределения я ни в коей мере не жалею. В ПАО «Корпорация «Иркут» активно развивается направление послепродажного обслуживания, и я надеюсь, что обучение по магистерской программе поможет мне занять лидирующие позиции в процессе этого развития. Однако с защиты магистерских диссертаций прошло не так много времени, и о конкретных результатах говорить пока рано. Время покажет.

В перспективе, по моему мнению, в рамках программы стоит уделить больше внимания изучению отраслевых программных продуктов в части интегрированной логистической поддержки, например, LSA Suite. Данное программное обеспечение активно используется на предприятиях-разработчиках авиационной техники, в том числе в процессе планирования технического обслуживания и ремонта, и материально-технического обеспечения эксплуатации ВС. Я считаю, что выпускники, которые будут готовы работать в программном обеспечении такого рода, будут чрезвычайно востребованы. Также было бы полезно направление управления надёжностью ВС на этапе эксплуатации. Это особенно важно для нашей отрасли в последние годы».

Выпускник магистратуры «Технология эксплуатации и ППО АТ» МАИ-2020 Роман Тихомиров:

«По мере обучения на программе я понял, что за счёт насыщенных лекций преподавателей кафедры в направлении, связанном с эксплуатацией и послепродажным обслуживанием, — колоссальные возможности для развития и будущего роста. С каждым семестром я всё больше понимал, что самолёт — это самое надёжное транспортное средство, и стал задумываться о том, сколько людей заняты его обслуживанием между полётами. Сейчас, перед тем как сесть в самолёт, я стал просматривать его историю полёта и замечать, сколько времени он находится на земле, чтобы примерно понять, как его обслуживают и эксплуатируют. А когда я поступал, то ничего не знал об эксплуатации ВС. Теперь же я понимаю, что без данной сферы не может существовать и авиация в целом. И надеюсь, что у меня получится найти работу по специальности и начать применять все накопленные знания на практике».

В этот день было

Первый полет УТС Як-130
Запущены восемь ИСЗ с помощью одной ракеты-носителя
День основания ОАО "МНПК "Авионика"