Как проходит онлайн-сессия в МАИ

10 июня 2020

В МАИ полным ходом идёт летняя сессия. У студентов закончился этап сдачи зачётов и начались экзамены. Подведение итогов и проверка знаний — всегда волнительно. В этом году на переживания маёвцев накладывается ещё и то, что аттестация полностью проходит в дистанционном формате. Пресс-служба МАИ пообщалась с преподавателями и узнала, как они проводят зачёты и экзамены онлайн, какие видят в этом плюсы и минусы и как контролируют студентов от списываний.

Дистанционное обучение — плюсы и минусы

«У дистанционного обучения есть свои плюсы. В том, что нет привязки к месту и времени проверки работ, что можно демонстрировать во время лекций презентации с нужными примерами, иллюстрациями и видео, но очень важно при этом иметь хороший интернет у обеих сторон», — считает Надежда Окорокова, которая преподаёт первокурсникам на кафедре 908 «Физическая химия».

Однако, по мнению Надежды Сергеевны, дистанционный формат не удобен для лабораторных работ, когда студенту для адекватного усвоения материала необходимо самостоятельно, своими руками провести эксперимент. К тому же из-за разницы часовых поясов некоторым студентам пришлось работать по ночам.

Преподаватель кафедры «Технологии и системы автоматизированного проектирования металлургических процессов» Светлана Александрова к дистанционному образованию относится нейтрально. С одной стороны, выросла посещаемость, проводить занятие можно в любом месте, студенты могут изучить лекцию в свободное время. С другой стороны, преподавателю пришлось перевести практические занятия в форму выдачи расчётных заданий и моделирования процессов, полностью отменив экспериментальную часть дисциплины.

«Дистанционное обучение снижает личный контакт между преподавателем и студентом, и в этом его безусловный минус, — говорит Светлана Сергеевна. — С другой стороны, у многих студентов повысилось качество выполнения заданий, что, вероятно, можно связать со снижением количества отвлекающих факторов».

Мария Пушкарёва читает курсы для бакалавров и магистров на кафедре 516 «Энергетический менеджмент и управление энергосбережением» МАИ. По её мнению, дистанционный формат открыл возможности экономии времени. Так, например, на кафедре регулярно проводятся выездные мастер-классы на предприятия. Теперь с лидерами энергетической отрасли встречи проходят в формате вебинаров.

«Наверное, полностью дистант невозможен, да и не нужен, — говорит Мария Борисовна. — Для меня, например, очень важен зрительный контакт со студентами. На расстоянии тяжелее почувствовать настрой аудитории, определить вовлечённость студентов в образовательный процесс. Но и здесь можно найти какие-нибудь решения. Например, просить студентов ответить в чат на каверзные вопросы, заданные во время лекции, чтобы проверить быстроту реакции и реальную степень присутствия».

Сессия в онлайне: опыт МАИ

Проводить сессию в онлайне достаточно комфортно, признаются преподаватели. Для аттестации студентов они пользуются платформой LMS МАИ или Microsoft Teams (MT). Так, Светлана Александрова в основном работает с платформой MT, этот выбор являлся коллективным решением кафедры. Однако преподаватель использует и LMS МАИ. Она признаётся, что обе платформы достаточно удобны для работы, так как она может мониторить, когда и в какое время студент посещал занятия, контролировать дату сдачи задания, выявлять списывания, а также автоматически формировать семестровый рейтинг.

«На данный момент я проводила только зачёты, а также защиты лабораторных и практических работ. Отличие от очного формата, конечно же, кардинальное. Во время дистанционной аттестации нет возможности выдать студентам традиционные билеты, так как контролировать списывание довольно сложно. Защиты, в основном, проходили в виде собеседования», — говорит Светлана Сергеевна.

По мнению Марии Пушкарёвой, очень важно, когда есть своя корпоративная система. Благодаря её наличию и студенты, и преподаватели смогли быстрее адаптироваться к дистанционному обучению. А вот Надежда Окорокова планирует принимать экзамены в MT — на её взгляд, платформа интуитивно понятна и удобна в работе.

«Для меня основным и самым ценным ресурсом стало время. И, к сожалению, его не хватает, — отмечает Мария Борисовна. — Мы на кафедре всегда использовали разные технологии, поэтому наработки уже были. Некоторые из них конвертировала в информационную среду в виде тестов и заданий. Что-то пришлось готовить заново. Но я понимала, что, потратив один раз много времени на формирование банка тестов или вопросов к экзамену, потом получаешь отличный инструмент для проверки остаточных знаний студентов».

Как решить проблему списывания

Когда отвечаешь на билет, сидя у монитора своего компьютера, найти и зачитать готовый ответ не составит никакого труда. На наш вопрос, стали ли студенты списывать, Надежда Сергеевна говорит:

«Списывали, списывают и будут списывать. Онлайн проконтролировать сложнее, но вопросами по теме вывести студента на чистую воду легко, что в онлайне, что в офлайне».

С тем, что дистанционная форма обучения предоставляет большие возможности для списывания, причем и друг у друга, и в интернете, согласна и Светлана Александрова. Она вспоминает инцидент, который произошёл при аттестации по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика». Одна из групп, получив практическое задание, нашла ответ в интернете, срисовала его и сдала. Проблема была в том, что готовый ответ содержал некоторые ошибки. После этого было принято решение полностью отказаться от заданий из учебников и разрабатывать задания своими силами.

Чтобы проверить у студента уровень знаний, а не навыки подглядывания и метода слепой печати, преподаватели подходят к процессу аттестации творчески. Например, чтобы получить зачёт по «Финансовым моделям ЭСКО», ребятам надо было организовать энергосервисную компанию «с нуля», с учётом всех рисков выбрать необходимую финансовую модель, которая позволит компании работать наиболее эффективно.

«Мне нравится давать творческие задания, эссе, там невозможно списать. Например, работу на тему «Влияние COVID-19 на развитие возобновляемых источников энергии» списать проблематично, согласитесь», — говорит Мария Пушкарёва.

Экзамен очно VS онлайн

Отвечая на вопрос о плюсах и минусах дистанционной сессии, преподаватели считают, что пока рано судить. Со временем будет больше понимания, как и в какой форме лучше проводить экзамены.

«Никаких проблем с проведением дистанционной сессии нет. Дистанционное обучение показало, насколько актуален девиз нашей кафедры: «Распредели энергию правильно!». От себя бы добавила: «И время!», — отмечает Мария Борисовна.

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров