Преподаватель МАИ: «Я бы голосовала за гибридную форму обучения»

4 июня 2020
Преподаватель МАИ: «Я бы голосовала за гибридную форму обучения»

Зачастую молодые преподаватели быстро и без особых сложностей адаптируются к работе в дистанционном режиме, осваивают незнакомый функционал образовательных платформ и находят возможность донести до студентов суть предмета, когда нельзя показать наглядно и дать поработать руками.

Ассистент кафедры 105 «Аэродинамика ЛА» института № 1 «Авиационная техника» МАИ Алёна Тихоновец проводит практические занятия со студентами своего института, а также институтов № 6 «Аэрокосмический» и № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы», читает лекции иностранным студентам МАИ. Она поделилась с пресс-службой МАИ своим мнением о плюсах и минусах дистанционного формата обучения и рассказала о том, какие нестандартные подходы помогают ей успешно преподавать в онлайне.

Как для вас происходил переход на дистанционный формат преподавания?

Для меня это было довольно неожиданно. Но в целом дистанционный формат не является чем-то новым — есть опыт репетиторства по Skype. Единственной сложностью было в короткие сроки освоить новые платформы: LMS МАИ, Zoom, Microsoft Teams. Но поскольку они оптимизированы под новых пользователей, особых проблем не возникло.

Какую платформу предпочитаете для проведения своих занятий и почему?

Лично я предпочитаю LMS. Сама я с этим не сталкивалась, но студенты иногда жалуются на перебои со связью в системе. Поэтому, если они просят, — временами перехожу на Microsoft Teams. С позиции функционала LMS МАИ, безусловно, удобнее, так как предлагает пользователям более широкие возможности. Например, я могу не только демонстрировать экран и вставлять презентацию, но и проводить тестирование (для проведения экзамена это оказалось невероятно удобно), устраивать опросы, открывать чаты, и многое другое.

Как происходит процесс преподавания по вашим предметам? С какими сложностями дистанционного обучения вы столкнулись?

У русскоязычных студентов 2–3-х курсов провожу практические занятия по аэродинамике и в Microsoft Teams, и на LMS, защиты курсовых работ провожу по Skype. Для иностранных студентов провожу видеотрансляции своих лекций на английском языке на YouTube, после чего выкладываю их в систему LMS.

На лекциях иностранным студентам выгружаю презентацию и подробно её комментирую. Периодически стараюсь добавлять видео или анимации. С практическими занятиями русскоязычных студентов очень не хватает «живых» лабораторных работ, поэтому проходится весь процесс объяснять своими словами, используя картинки из нашей кафедральной методички. Плюс по возможности ссылаюсь на различные видео с подобными экспериментами и провожу аналогию.

В будущем планирую записать «очные» лабораторные работы на видео, чтобы у студентов — если вдруг какая-то подобная ситуация возникнет — была возможность хотя бы представлять, о чём идёт речь.

В целом в дистанционном преподавании для меня нет никаких сложностей. Я смирилась с тем, что бесполезно пытаться полностью обрубить студентам возможность списывания — акцентируюсь на преподавании предмета так, чтобы они стремились понять физику. Тогда и необходимости куда-то заглядывать не будет. Не может студент ответить точно — пусть скажет своими словами. Главное, чтоб понимал.

А как донести материал, чтоб студенты поняли и заинтересовались?

Если я вижу, что студентам трудно воспринимать большой поток информации со сложными техническими терминами, то стараюсь использовать как можно больше простых аналогий, с которыми они сталкиваются повседневно. Из разряда «пойдите на кухню, включите воду, подставьте руку и поверните её под разными углами — таким образом вы поймёте, как работает лобовое сопротивление». В принципе, тут о каком-то сверхтворчестве говорить не приходится, но мне кажется, что это эффективнее, чем просто давать формулы и графики.

Каким образом вы получаете обратную связь от студентов?

Конечно, в этом плане на дистансе сложнее, чем очно. Не хватает визуального контакта со студентами. В аудитории я вижу, кто отвлёкся, а кто слушает внимательно. Но и сидя у монитора можно это понять — например, по тому, насколько активно студенты задают вопросы. Формат зависит от размера группы. Если большая — пишут вопросы в чат. Если поменьше — спрашивают устно. Тому, кто поднял руку, включаю звук, и он задаёт свой вопрос.

Есть и забавный вариант проверки. Например, когда непроизвольно кашлянешь или чихнёшь. По реакции студентов видно, слушают они или нет. На одном из последних занятий я закашлялась и получила целую кучу пожеланий здоровья.

С какой категорией студентов труднее работать на «удалёнке»?

Мне кажется, что, в первую очередь, правильнее вывести корреляцию по возрасту. Чем моложе студент — тем ему проще включиться в такой режим работы. Студенты младших курсов более лабильные и гибкие, дистантные формы преподавания им ближе.

С иностранцами работать бывает сложно потому, что для них английский язык — не родной, и понимание не всегда даётся легко. Вечерникам бывает нелегко переключиться, потому что работают и к вечеру устают.

Насколько вам комфортно проводить сессию онлайн? Какие основные плюсы/минусы вы видите в этом формате аттестации?

Контроль усвоения знаний в дистанционном формате — очень интересная история. Чисто физически так удобнее всем: меньше стресса, потому что каждый находится в комфортной для него обстановке. Минус — в том, что такой формат подразумевает практически неограниченные возможности у студентов для подглядываний и списываний.

Поэтому формулирую вопросы так, чтобы на них нельзя было найти готовый ответ. Нужно понимать, о чём идёт речь. В противном случае всё, что от них требовалось бы — спокойно открыть свою курсовую или методичку и зачитать ответ с экрана. А вот если они не понимают чего-то из того, что делали — то нормального ответа дать уже не смогут. Сразу видно, кто делал самостоятельно и пытался разобраться, а кто попытался выйти из положения, воспользовавшись чужими наработками.

Вы ждёте возвращения в офлайн или вам комфортно было бы и дальше работать в онлайне?

С одной стороны, очень не хватает практики. Лабораторные работы ничем нельзя заменить. С другой стороны, лекции вести в онлайне достаточно удобно. Так что если бы это было возможно, я бы голосовала за какую-то гибридную форму обучения.

В этот день было

Решение Правительства РФ о реформировании авиапромышленности
На вертолет Ка-32А11 выдан сертификат летной годности
Первый полет СЛА А-20