Евгений Владимирович Кожевников: лётчик, наставник, руководитель авиабазы МАИ

29 мая 2020

МАИ — университет во многом уникальный, в том числе отличительной особенностью университета является наличие собственного аэродрома. На расположенном в Алферьево аэродроме МАИ базируются учебно-авиационная база и лётно-испытательный комплекс отраслевого специального конструкторского бюро экспериментального самолётостроения (ОСКБЭС) МАИ. Лётно-эксплуатационная практика обеспечивает проведение учебно-лётного процесса со студентами по учебным планам института (в данный момент института № 1 «Авиационная техника» МАИ) и не имеет ни отечественных, ни зарубежных аналогов. Она позволяет студентам не только познакомиться с аэродинамическими характеристиками и динамикой управления самолётом, но и привить чувство ответственности за качество создаваемого изделия, от которого зависит безопасность полёта, надёжность работы его подсистем, безопасность экипажа и пассажиров гражданских воздушных судов, боевая эффективность военной авиационной техники.

На протяжении сорока лет руководил лётным комплексом МАИ Евгений Владимирович Кожевников, внёсший огромный вклад в его развитие. Именно он был одним из тех, кто стоял у истоков появления учебно-авиационной базы МАИ. В 1998 году за разработку и внедрение в учебный процесс МАИ лётно-эксплуатационной практики студентов Кожевникову в числе коллектива сотрудников МАИ была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования.

За годы работы Кожевникова на авиабазе МАИ было подготовлено более 16 000 спортсменов-парашютистов, большое количество лётчиков, более 6 тысяч студентов и авиационных специалистов. Под его руководством в 2016 году была произведена реновация аэродрома МАИ. Существенное обновление технического оснащения аэродрома решило сразу три принципиальные задачи: модернизацию учебного процесса, связанного с лётной практикой студентов, качественное повышение безопасности полётов и проведение лётных испытаний и экспериментов.

Родился Евгений Владимирович 10 августа 1951 года в станице Ахтанизовская Краснодарского края. Начал летать и прыгать в ДОСААФ, затем поступил в Армавирское лётное училище ПВО. В 1980 году он пришёл работать в авиационный спортивный клуб МАИ, где прошёл путь от лётчика-инструктора до начальника аэродрома. «Работать в МАИ и не быть маёвцем — это нонсенс», — считал Кожевников. Поэтому, несмотря на наличие двух высших образований, в 1994 году он окончил обучение в институте № 5 «Инженерная экономика и гуманитарные науки» МАИ (в то время факультет № 5 «Экономика и менеджмент») и получил специальность «экономика в авиационном производстве».

Он пришёл в МАИ ненадолго, как ему тогда казалось, — поработать лётчиком-инструктором и пойти в большую авиацию. Но, когда он окунулся в маёвскую атмосферу, — то уйти уже не смог. Как он сам считал, МАИ — это не только институт, это образ жизни и мышления. Это люди, сплочённые общими идеями, и огромные возможности реализовать свои мечты.

Грамотный руководитель и управленец

В 1980-х годах аэродром МАИ работал как авиационный спортивный клуб. Это была отдельная организация. Изначально Евгений Владимирович пришёл туда лётчиком-инструктором и постепенно начал профессионально расти.

«Он был неординарным человеком и сильной личностью, например, помогал оперировать человека на Дальнем Севере, сумел полностью восстановиться после неудачного прыжка с нераскрывшимся парашютом и продолжить заниматься любимым делом, — вспоминает своего наставника и учителя лётчик‐инструктор авиабазы МАИ Максим Вуколов. — Евгений Владимирович был руководителем с большой буквы. Брался не только за то, что мог решить, но и за то, что поначалу казалось неосуществимым. Был компетентен во многих областях. Если чего-то не знал, то садился за книгу, искал в интернете, консультировался со знающими людьми, пока не находил грамотного и рационального решения поставленной задачи».

На аэродроме «Алферьево» Евгений Владимирович со своей командой работал по самым разным направлениям: подготовка студентов и парашютистов, испытательные полёты, реализация научно-исследовательских работы. Какие бы задачи ни решались на аэродроме — он всегда присутствовал и давал ценные рекомендации. Так, например, при его руководстве и непосредственном участии на маёвской авиабазе прошла отработка катапультного кресла на поршневой воздушной технике и исследовательских задач по парашютам (расчётные задачи по системам, платформам, скоростям). В 2015 году впервые в России на аэродроме «Алферьево» прошла отработка взаимодействия и интеграции беспилотных воздушных систем — полёта беспилотников в едином воздушном пространстве. Под его руководством в 2016 году была произведена реновация аэродрома МАИ, существенно преобразившая маёвскую гавань.

И сегодня специалисты авиабазы МАИ продолжают дело своего руководителя. Так, в рамках развития маёвской авиабазы благодаря маёвцу ведётся активная работа в рамках заключённого соглашения с МЧС России. Происходят тренировочные выброски грузов с Ил-76 на высоте 200–300 м, в дальнейшем запланирована тренировка лётного состава.

Надёжный лётчик-инструктор

Будучи лётчиком-инструктором и инструктором-парашютистом 1-го класса, мастером спорта СССР по высшему пилотажу, Кожевников налетал более 10 000 часов, освоил 29 типов летательных аппаратов, выполнил 2 993 прыжка с парашютом. Летал и зимой, и летом, не взирая ни на какую погоду. Он готовил и участвовал в испытаниях парашютов, руководил и принимал непосредственное участие в десантировании грузов и военнослужащих на арктические льды вблизи Северного полюса. И чем бы ни занимался Евгений Владимирович — каждый раз он делал это под эгидой МАИ.

«Он был очень надёжным человеком, патриотом нашей Родины, — вспоминает своего друга заместитель начальника управления по работе с персоналом МАИ Михаил Анатольевич Иванов. — Легко находил контакт с людьми, был очень собранным в сложных ситуациях. Однажды, когда у него прямо в воздухе начал ломаться Ан-2, он не запаниковал — смог его посадить».

Евгений Владимирович был очень добрым человеком. Однако мог поставить человека на место одним взглядом. Со слов Максима Вуколова, работа для Кожевникова всегда была на первом месте, про неё он говорил примерно так: «Авиация — это любимая женщина, которой мы никогда не изменим и которую никогда не предадим. Это наша неземная любовь, которая нас ждёт и любит».

По воспоминаниям коллег и друзей отличительной чертой Евгения Владимировича было умение найти подход к любому человеку, заинтересовать, превратить во внимательного слушателя. Не только благодаря харизме, но и начитанности и широте знаний.

«Был интересный случай, — вспоминает Максим Вуколов. — Мы с ним проходили обучение в Школе лётчиков-испытателей имени А. В. Федотова, и на комплексном экзамене Евгению Владимировичу стандартно задали несколько вопросов по билету. Закончилось всё тем, что комиссия сидела и слушала с открытым ртом Евгения Владимировича, забыв про экзамен».

Кожевников обладал уникальной способностью видеть человека насквозь. Глядя на студентов, приехавших на лётную практику и впервые оказавшихся за штурвалом, сразу улавливал, есть ли у человека будущее в большой авиации. От общения с ним ребята всегда были в восторге, внимательно его слушали, задавали вопросы, просили совета. Евгений Владимирович считал, что лётная практика студентов очень важна, она накладывает отпечаток на всю их дальнейшую жизнь. Потому что одно дело быть пассажиром, а другое — почувствовать машину.

«Благодаря его чуткому наставничеству из второго пилота я превратился в лётчика-инструктора аэродрома „Алферьево“. До сих пор помню, как в роли основного и единственного пилота совершил свой первый полёт на Ан-2», — вспоминает Максим.

Биография как страница истории университета

Евгений Владимирович жил будущим авиабазы. Он всегда стремился к тому, чтобы аэродром МАИ был загружен круглые сутки 365 дней в году. Ведь самолёт, стоящий на земле, бесполезен. Он считал, что чем совершеннее техническое оснащение, тем шире эксплуатационные возможности аэродрома. В ближайших планах было возобновление парашютной подготовки студентов, совместные работы с ассоциацией «Аэронет» по беспилотным системам и многие другие проекты.

«Он мечтал восстановить в Алферьево парашютную школу для подготовки спортсменов, проведения профессиональной подготовки, работы со школьниками. Евгений Владимирович был уверен, что 70 % ребят, которые прыгнут с парашюта в школьном возрасте, придут учиться в МАИ. Будем стараться развить эту и другие его идеи», — вспоминает Максим Вуколов.

Кожевников имеет звание почётного работника высшей школы, отмечен почётным знаком «За особые заслуги перед МАИ», являлся ветераном МАИ, членом Союза десантников России. Он был отмечен государственной премией за выдающиеся успехи в подготовке авиационных специалистов, медалями «100 лет Военно-воздушным силам», «200 лет Министерству обороны», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», а также медалью «За трудовую доблесть». Награждён медалью и орденом «Генерал армии Маргелов», удостоен премии правительства РФ за внедрение научно-практической разработки «Лётно-эксплуатационная практика студентов проектных специальностей» для технических высших учебных заведений.

Совсем немного не дождался маёвец ещё одной заслуженной награды — за шесть дней до кончины Евгению Владимировичу за особо крупный вклад в развитие авиации и космонавтики была присуждена медаль FAI (Federation Aeronautique Internationale — международная организация содействия авиации и космонавтике).

Евгений Владимирович относится к той уникальной категории людей, которой смело можно присвоить статус выдающегося маёвца. Большую часть своей жизни он посвятил развитию «Алферьево», навечно вписав своё имя в историю МАИ.

Евгений Владимирович ушёл из жизни 22 мая 2020 года.  Выражаем искренние соболезнования его родным и близким.

Фотографии из личного архива директора Музейно-выставочного комплекса МАИ Анатолия Дмитриевича Жданова

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2