«В первый «дистанционный» день я сорвала голос всего за две пары»
28 мая 2020Больше двух месяцев взаимодействие студентов и преподавателей МАИ происходит дистанционно — с 17 марта образовательный процесс в университете полностью ушёл в Сеть. Привычные аудитории сменились на платформы для удалённого обучения LMS МАИ и Microsoft Teams. Там студенты не только учатся, но и сдают летнюю сессию.
Выпускница кафедры 315 «Управление высокотехнологичными предприятиями» МАИ, эксперт по внедрению систем управления производством и по совместительству руководитель центра компетенции «Управление финансами» в ООО «АЙПЛ Консалтинг», доцент по совместительству кафедры 315 МАИ Наталия Андреевна Рыжко поделилась своими впечатлениями от дистанционного формата преподавания.
Как для вас происходил переход в дистанционный формат? Насколько сложно/легко?
Я всю жизнь, помимо университета, работаю в сфере внедрения IT, поэтому к задаче знакомства с новым программным продуктом в сжатые сроки мне не привыкать. Думаю, что для преподавателей в возрасте, особенно не IT-шных направлений, это стало испытанием.
Учёба в дистанционном формате началась в марте. Конечно, такого поворота событий ещё в феврале никто не ожидал, поэтому все программы, все курсы были рассчитаны на очное обучение в аудиториях. Руководство кафедры проинформировало нас о необходимости подготовиться к дистанционному режиму, собрало полную информацию для подключения преподавателей к LMS МАИ и заведения курсов в системе. Буквально через несколько дней мы получили логины-пароли для входа в систему, а также инструкцию по работе с LMS и Microsoft Teams. Но мне оказалось не очень сложно разобраться в LMS самостоятельно.
Как происходит процесс преподавания по вашим предметам? С какими сложностями дистанционного обучения вы столкнулись?
Знаю, что многие преподаватели предпочли MS Teams для ведения лекций. Но работу с MS Teams я сразу откинула, поскольку мне было интересно разобраться с имеющейся в МАИ Learning Management System (системой управления обучением).
В первую очередь воспользовалась встроенным инструментом видеоконференций для проведения лекционных занятий. Первая лекция на дистансе была для меня сложной. Я привыкла общаться с аудиторией, мне важно видеть реакцию людей, чтобы, например, в нужный момент вставить пример из жизни для «разгрузки» слушателей. Или, наоборот, больше времени уделить теме, если вижу, что студентам интересно. А в режиме видеоконференции было сложно заставить студентов реагировать вслух. Зато такого количества смайликов-сердечек я ещё ни разу не видела! Новому поколению, похоже, удобнее выразить эмоции через модные «эмодзи», чем вслух или письменно... А ещё в первый «дистанционный» день я сорвала голос всего за две пары: как оказалось, рассказывать тему вживую гораздо легче, чем читать монолог в микрофон.
Проработка лабораторных работ со студентами заняла больше времени, чем обычно, за счёт того, что я не решилась дать задание на группы из двух-трёх человек (как это делаю обычно), а выдала индивидуальные. В противном случае я не могла бы быть уверена, что студенты на самом деле эти работы выполнили самостоятельно. Пришлось консультировать в 2–3 раза больше по времени, чем обычно. Но студенты остались довольны таким вниманием.
Если говорить про творческую составляющую вашей работы, то какими инструментами вы пользуетесь, чтобы удержать внимание студентов?
Я — преподаватель, который закончил ту же кафедру и получил примерно ту же специальность, что и мои студенты. К тому же, я практик: всю жизнь работаю в сфере внедрения информационных систем управления предприятиями, то есть по специальности. Мне кажется важным, помимо основ и теории, показать практическую применимость получаемых знаний и компетенций. На лекциях я стараюсь предоставлять много примеров из реальных проектов, на лабораторных и практикумах разбираю реальные кейсы. Это всегда вызывает интерес. В лекциях иногда использую видео из маркетинговых материалов предприятий. Бывает, снимаю для студентов видео на заводах сама (конечно, если разрешают).
При выдаче заданий для лабораторных приветствую использование и переосмысление имеющегося опыта студента. Даже если студент всего лишь работал в каком-то магазине или, например, во время чемпионата на стадионе у турникетов, он, скорее всего, видел достаточно, чтобы начать анализировать использованные им же информационные системы, чтобы начать «копать» эту тему. Я стараюсь научить их видеть и слышать, анализировать то, что происходит вокруг них с позиции их специальности. Когда студенты-бакалавры осознают, что, стартовав от их небольшого опыта, можно подготовить аналитическую работу по выбору информационной системы или проанализировать факторы и источники эффективности этой системы, у них загораются глаза. А горящие глаза моих студентов и их качественная работа после окончания вуза по специальности (с некоторыми я встречаюсь позже, уже в профессиональной деятельности) — это то, ради чего я продолжаю работать в университете.
Как дистанционное обучение повлияло на качество работы студентов? Например, в проектной работе они стали усерднее или ленивее?
На самом деле, уж не знаю, благодаря самоизоляции или вопреки, в этом году работы были качественнее, а студентов, которые могут сами предложить тему для анализа, больше, чем обычно.
Многие студенты для выполнения лабораторных работ по оценке эффективности информационных систем выбрали реальные проекты. Одна девушка рассматривала систему управления производством на авиастроительном заводе, включение в неё группировочных производственных заказов и технологии штрих-кодирования. Получился очень хороший анализ факторов и источников экономической эффективности, а также и последующий расчёт. Был проект по оценке эффективности внедрения системы управления бизнес-процессами в крупной телекоммуникационной компании. Был очень интересный анализ экономической эффективности логистической системы на предприятии, занимающемся доставкой заказов потребителям в Москве и области. Как вы понимаете, очень востребованный теперь бизнес. Так вот, система была внедрена пару месяцев назад, а благодаря текущей ситуации на рынке окупится ещё быстрее, чем ожидалось.
Насколько вам комфортно проводить сессию онлайн? Какие основные плюсы/минусы вы видите в этом формате аттестации?
Разобравшись в инструментах LMS, настроить автоматическое формирование билетов, а также вебинарных комнат для сдачи зачёта было несложно. К тому же очень помогли люди, которые занимаются поддержкой инструмента: на любой вопрос я получала ответ буквально в тот же день, а для формирования билетов мне даже предоставили инструкцию. Немного переживала, смогут ли технически себе это позволить студенты. Ведь в онлайне мы фактически имитировали сдачу очного зачёта, а значит, я требовала наличие веб-камеры (либо синхронизации с камерой телефона), микрофона, доступа к LMS и прочее. Однако они без проблем преодолели все эти технические трудности. Конечно, принимать зачёт очно проще. Но автоматически формируемые из списков вопросов билеты в LMS мне очень понравились. Было бы неплохо иметь такой инструмент при приёме зачёта/экзамена в оффлайне.
Вы ждёте возвращения в оффлайн или вам комфортно было бы и дальше работать в онлайне?
Знаете, основной плюс текущей ситуации заключается не в том, что мы перешли в онлайн, а в том, что в марте-апреле-мае многие студенты освободились от своих работ и гораздо больше времени смогли уделить учёбе. Благодаря сидению дома на самоизоляции у них высвободился ресурс для погружения в предмет, для разработки собственных проектов и тем. Важно понимать, что наш вынужденный дистанс — это все равно формат очного обучения, просто с применением доступных средств связи.
Подготовить полноценные электронные курсы с многоступенчатой системой контроля, с выстраиванием не только очной, но и самостоятельной работы студента в LMS, за такой сжатый срок было бы нереально. Мне было бы интересно разработать полностью дистанционный курс, но чтобы сделать это качественно, потребуются очень большие трудозатраты, гораздо большие, чем подготовка к уже читаемому очному предмету.