По другую сторону экрана, или «Не видя, вещаешь в космос!»
26 мая 2020Мы продолжаем серию публикаций о том, как преподавателям Московского авиационного института работается «на удалёнке». Напомним, что полностью дистанционный режим обучения был введён в университете 17 марта.
Доцент кафедры 906 «Машиноведение и детали машин» института № 9 «Общеинженерной подготовки» МАИ, кандидат технических наук Александр Пыхтин в этом семестре преподаёт два предмета: студентам 2-го курса института № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика» ведёт лекции, практические занятия и лабораторные работы по курсу «Детали машин и основы конструирования», а студентам 3-го курса института № 9 «Общеинженерной подготовки» — практические занятия по курсу «Теория колебаний» (лекции читает профессор Александр Сидоренко).
Пресс-служба МАИ пообщалась с Александром Вячеславовичем и узнала, с какими сложностями дистанционного преподавания ему пришлось столкнуться, насколько изменилась специфика преподавания и как преподавателю удержать интерес к обучению у студента, который находится по другую сторону экрана.
Как для вас происходил переход на дистанционный формат преподавания?
В переходе на дистанционный формат преподавания для меня не было ничего нового, поскольку ранее был подобный опыт. Другое дело, как относиться к этой форме — полностью ли она удовлетворяет тем желаниям и потребностям, которые имеются во взаимном общении студента и преподавателя.
Как вы можете представить себе преподавание предмета «Детали машин и основы конструирования» без контакта с реальным «железом»? Что-то нужно объяснять, а что-то достаточно показать, — то, о чём можно догадаться, когда объект перед вами, вживую. Такие знания, собственные, подкреплённые непосредственным восприятием и интуицией, более ценны. Сейчас выручает накопленный электронный архив материалов к курсу: иллюстрации, кафедральные методички (очень ценны), фотографии образцов и данные измерений, которые догадался сделать в последние дни перед карантином.
С преподаванием «Теории колебаний» наоборот — вижу плюсы. Правда, от формата обычных практических занятий с ответами у доски пришлось отойти. Теперь это ближе к вебинару с акцентом на самостоятельную работу дома. Пользуясь электронной системой на занятиях, легче показывать материал и работать с ним. Вижу заинтересованность слушателей.
Ещё мне кажется, ребята стали сосредоточеннее, меньше друг на друга отвлекаются. Хотя полноценной очной работы в группе тоже не хватает.
Как происходит процесс преподавания по вашим предметам? С какими сложностями дистанционного обучения вы столкнулись?
Все занятия (лекции, практики, лабораторные, зачёты) провожу на образовательной платформе LMS МАИ. Плюсов много. Говорю, пишу и рисую поверх иллюстраций. Приём работ тоже удобно вести — по материалу рассказывать и показывать может сам студент. Выполненные задания ребята прикрепляют в системе. Там же ставлю оценки в электронный журнал.
Существенное отличие очного обучения от дистанционного в том, что в аудитории можно работать с каждым индивидуально и в группе одновременно. Очно, при работе с маленькой группой, с первых слов, а иногда и без них, бывает ясно, знают и понимают ли студенты материал. Есть возможность наблюдать работу сразу несколько групп, ставить их в тупик вопросами и подталкивать. Также очное присутствие — это пример успевающих учеников перед глазами и чувство «локтя».
Сложность преподавания в нынешних условиях — отсутствие возможности получать моментальную реакцию слушателей. Не берусь строго требовать наличие всех технических средств, но всегда прошу, чтобы по-возможности включались с микрофонами. Но на лекциях в потоке редко это происходит. Не видя, вещаешь в космос. А вот на семинарах мы постоянно в диалоге. Правда, не со всеми. С теми, кто хочет.
Преподавание в МАИ ведётся на двух платформах, какую предпочли вы?
Начинал с Microsoft Teams, но LMS показалась более гибкой и функциональной. Решил остановиться на ней. Не всё так, как хочется, но для себя выбрал из имеющегося лучшее. Чем пользуюсь: показ слайдов с возможностью рисовать карандашом, демонстрация экрана любого приложения (к сожалению, без возможности рисовать поверх), размещение заданий, сбор и оценивание выполненных работ с двусторонней связью со студентом, вывешивание информационных сообщений и материалов. Также провожу в системе зачёты. Билеты из списка заданий, в том числе графических, система формирует сама. Правда, выяснилось, что у неё тоже есть «любимые вопросы».
Если говорить про творческую составляющую вашей работы, то какими инструментами вы пользуетесь, чтобы удержать внимание студентов?
Творческая составляющая — это то, что связано с душой. Нельзя уложить её в методику. Между предметами, которыми я занимаюсь, конечно, есть связь, но они разные. Поэтому главное, что мне хочется передать — это желание ими заниматься. Только на таком желании может основываться глубокое знание.
Например, для моих второкурсников «Детали машин и основы конструирования» — это редкий предмет, где они погружаются в инженерию, связанную с механикой. Программой здесь не предусмотрено курсовой работы или курсового проекта. Поэтому я не могу с них требовать в полном объёме того же, что и с других моих студентов, но предлагаю им погрузиться в суть предмета и создать образ конструкции. Даю задание — что-то вроде сквозного примера, который на себя нанизывает весь курс. Предлагаю сделать передаточное устройство, назначение которого оставляю на их усмотрение. Кто-то выбирает миксер, кто-то ветряк. В процессе проектирования опираемся отчасти на формулы, отчасти на интуицию. Кто-то сделает больше, кто-то — меньше, у кого-то совсем не получится. Кто-то поймёт, что он в самом начале пути, но он окунулся и почувствовал, что «дело пошло». Например, один студент из потока попросил о возможности советоваться на будущий год (ему нужно по работе), другая студентка после зачёта спросила, можно ли, чтобы я посмотрел её домашнее задание потом, когда доделает.
Насколько вам удобно/комфортно проводить сессию онлайн? Какие основные плюсы/минусы вы видите в этом формате аттестации?
В очном формате аттестации по предмету «Детали машин и основы конструирования» зачётом пользуюсь как последней возможностью подтянуть ребят. Билет дополняю «загадками» по устройствам, собранным в аудитории на кафедре. Решают группами и индивидуально. По времени получается довольно долго, зато пройдут по всему кругу — и я могу быть уверенным в их понимании ключевых моментов курса. Сейчас об этом приходится только вспоминать.
Дистанционно принять зачёт получается быстрее. Проводим как обычно — сначала пишут черновик, делают эскиз, потом отвечают устно. Прошу уточнить, если не могут ответить — идут подумать. Пускаю по кругу, пока не увижу, что понимают.
Вы ждёте возвращения в оффлайн или вам комфортно было бы и дальше работать в онлайне?
Я бы сказал, 50 на 50: что-то удобнее в дистансе, а что-то тут невозможно.