«Известия» о легендарных «ночных ведьмах» из МАИ

9 мая 2020

«Известия» публикуют документы из архива Московского авиационного института, где до конца жизни преподавала легендарная лётчица — штурман легендарного 46-го ночного бомбардировочного авиаполка Александра Акимова.

«Ночные ведьмы» — знаменитый женский авиационный полк, сформированный в 1941 году. В нём служили девушки-студентки, в том числе Александра Акимова, совершившая более 700 вылетов. Юные лётчицы самостоятельно подвешивали под самолёты бомбы и грузы, общий вес которых порой превышал 300 кг. Каждая за смену могла перенести около тонны боеприпасов. В мае 1945 года 22-летняя Александра Акимова уже была командиром полка. В конце войны она была представлена к званию Героя Советского Союза. «Летает исключительно смело, не страшась ни прожекторов, ни зенитного огня противника...» — написано в тексте характеристики к награде.

Штурман 46-го гвардейского

В 1941 году Советская армия несла колоссальные потери. Для военной авиационной техники срочно потребовались пилоты и инженеры. Поэтому в октябре был выпущен особый приказ о формировании женских авиаполков.

Легендарная лётчица-штурман Герой Советского Союза Марина Раскова лично объезжала авиационные училища и отбирала курсантов в эти соединения. В одну из воздушных эскадрилий попала юная Александра Акимова. Она стала ведущим штурманом 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, который вошёл в историю под названием «Ночные ведьмы».

— Александра Акимова училась до войны в педагогическом институте, — рассказал «Известиям» директор Музейно-выставочного комплекса МАИ Анатолий Жданов. — На фронте она сначала была штурманом, потом стала сама пилотировать самолёт. Лётному делу Александра Акимова обучалась в городе Энгельс. Приходилось заниматься по 12 часов в сутки.

По словам Анатолия Жданова, это был сложный период: девушки гибли ещё до военных действий попросту из-за неумения управлять лётными аппаратами.

Машины из фанеры

Обучение проходило на лёгких самолётах модели У-2 (По-2), разработанных в 1928 году конструкторским бюро Поликарпова для первоначальной подготовки пилотов. У-2 имел ряд модификаций для применения в сельскохозяйственной, почтовой, медицинской и пассажирской авиации. На первый взгляд такие машины были мало пригодны для ведения боевых действий. Они летали на небольшой высоте со скоростью порядка 100 км/ч, что делало их легкодоступными мишенями для противника. Собранный на деревянном каркасе с фанерной и полотняной обшивкой самолёт немцы поначалу презрительно прозвали «рус-фанер». Однако скоро фашистам пришлось изменить своё мнение.

— Самолёты По-2 (У-2) отличались поразительной живучестью , — рассказал «Известиям» авиационный эксперт Вячеслав Голубятников. — Сбить их было непросто. Конструкция из дерева и фанеры, разработанная для упрощения и удешевления производства, выдерживала сотни попаданий. Самолеты возвращались на свои аэродромы буквально изрешечёнными. Лёгкость в управлении, доставшаяся этому ночному бомбардировщику от своего учебного прототипа, позволяла лётчику и штурману уделять больше внимания точности нанесения бомбовых ударов. Именно из-за того, что полёты на таких самолётах не требовали приложения больших физических сил, на них летали женщины, а не мужчины.

Свой первый боевой вылет в качестве штурмана У-2 Александра Акимова выполнила в 1943 году. В это время полк принимал участие в прорыве оборонительных линий противника на реке Терек. Затем количество полётов росло с неимоверной быстротой: за одну ночь «ночные ведьмы» в среднем делали восемь-девять налётов на позиции врага.

«Однажды экипаж вернулся с задания на самолёте, в котором было 30 пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж, — пишет в своих воспоминаниях однополчанка Александры Акимовой Ирина Дрягина. — Лётчики были уверены, что три дня им придется быть „безлошадными“, однако их подруги-механики ввели самолёт в строй за 10 часов!»

С ноября 1943 года полк «ночных ведьм» поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове и участвовал в освобождении Севастополя и Крыма. А в июне-июле 1944-го сражался в Белоруссии, помогая освобождению Могилёва, Минска и других городов.

Вышивка между боями

В боевой биографии Александры Акимовой было много моментов, когда от её действий напрямую зависела жизнь всего экипажа. Так, осенью 1943-го года во время ночной бомбардировки самолёт, где она была штурманом, получил серьёзные повреждения — нужно было производить вынужденную посадку на участок, буквально изрытый снарядами. Однако ей всё же удалось найти пригодную площадку. Во время приземления лётчицы сильно ударились головами о приборные доски. Но, несмотря на полученные травмы, они уже через двое суток под обстрелами сумели добраться до своего аэродрома.

На всю жизнь «ночным ведьмам» запомнился декабрь 1944 года. Тогда полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августова и Варшавы. В одну из зимних ночей лётчицы полка совершили 325 боевых вылетов, а сама Александра Акимова — 16. За доблесть и мужество штурман была удостоена благодарности Сталина. Женщины-лётчицы ни в чём не уступали мужчинам во время боевых действий. Однако, как рассказал «Известиям» историк фонда «Историческая патриотика» Александр Макушин, в бытовом плане им было гораздо сложнее.

— В дневниковых записях лётчиц 46-го полка рассказано о том, что в начале войны даже не было специальной женской формы, девушкам выдавали сапоги и одежду на несколько размеров больше, — сообщил эксперт. — Обмундирование приходилось ушивать, переделывать. Но женщина всегда остаётся женщиной, и даже на войне им хотелось хорошо выглядеть.

«В Белоруссии мы начали активно „болеть“ вышивкой, и продолжалось это до конца войны, — вспоминала в своих дневниковых записях лётчица Наталья Меклин.

— Началось с незабудок. Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдёт. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк».

«Летает исключительно смело»

По словам историка Александра Микушева, про «ночных ведьм» ходила слава и среди немцев. Сбить лётчицу из этого полка считалось у фашистов особенно престижным. Но и сами девушки были отнюдь не робкого десятка. О готовности умереть за Родину говорит тот факт, что до середины 1944 года экипажи летали без парашютов, предпочитая взять с собой лишние 20 кг бомб.

В мае 1945 года 22-летняя Александра Акимова уже была командиром полка. В конце войны она была представлена к званию Героя Советского Союза. В тексте представления к награде так сказано о штурмане: «Летает исключительно смело, не страшась не прожекторов, ни зенитного огня противника... Лично за период боевых действий провела 680 боевых самолётовылетов, налетав при этом 805 часов. Сбросила по уничтожению мотомехчастей и живой силы противника 94 т бомбового груза. Точными бомбовыми ударами в стане врага было вызвано 122 сильных очага пожара, 178 взрывов и повреждено две переправы противника, взорвано два склада с боеприпасами, подавлен огонь трёх батарей». 15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано. Боевые потери составили 32 человека. И хотя они гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.

Несмотря на представление к званию Героя Советского Союза, Александра Акимова так и не была награждена в период существования СССР. По словам Анатолия Жданова, документы затерялись где-то в Москве.

— По каким причинам так произошло, до сих пор неизвестно, — отметил он. — Видимо, это было решение каких-то чиновников. Своё высокое звание она получила лишь в 1994 году по ходатайству Советов ветеранов. Но это было уже звание Героя Российской Федерации.

Однако для неё самой это было очень важно, знать и понимать, что страна по достоинству оценила её подвиг.

После окончания войны Александра Акимова преподавала в МАИ. Умерла она 29 декабря 2012 года.

Биографии «ночных ведьм» прочно вошли в отечественную культуру. Были выпущены книги с мемуарами лётчиц, им посвящали стихи, был снят художественный фильм «В небе «ночные ведьмы». Награды нашли и других лётчиц. За годы войны 24 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.

В этот день было

Задана разработка проекта самолета Т-4
Состоялся первый полет самолета-амфибии Бе-8
Родился летчик-испытатель В.В. Беспалов