Подведены итоги конференции «Гагаринские чтения»
8 мая 2020Московский авиационный институт подвёл итоги XLVI международной молодёжной научной конференции «Гагаринские чтения» среди школьников, студентов и молодых учёных. Всего в этом году на конференцию было подано 2 132 заявки. Из них оргкомитет утвердил и принял к рассмотрению 1 920 заявок.
Впервые конференция проходила в дистанционном режиме. В личном кабинете на сайте конференции участники разместили свои презентации и видеодоклады.
Эксперты МАИ внимательно изучили результаты научных изысканий молодых исследователей и оценили актуальность каждой темы, научную новизну, практическую значимость и персональный вклад авторов в работу.
Студенты и молодые учёные
Подводя итоги конференции, оргкомитет назвал имена 140 победителей среди студентов и молодых учёных. Экспертами была отмечена работа студентки института № 9 «Общеинженерной подготовки» МАИ Алисы Мананниковой. Алиса посвятила своё исследование температурному воздействию на напряжённо-деформированное состояние в системе «покрытие−подложка».
В числе перспективных транспортных средств, представленных на конференции, эксперты отметили работу студентки третьего курса института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ Варвары Гончаренко, которая предложила проект экологичного беспилотного дирижабля с солнечными батареями, а также арктический вертолёт одновинтовой схемы с двигателями ПД-12В под авторством молодого учёного, выпускника института № 1 «Авиационная техника» Арсения Заграничнова.
Работы школьной секции
По итогам составления рейтинга, дипломами награждены 42 школьника. Грамоты участников и дипломы призёров можно скачать в личном кабинете участника. Призёры из числа учащихся 11-х классов получат дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в МАИ в этом году.
В числе наиболее креативных технологий, предложенных участниками — расчёт размеров ступеней лестниц для условий Марса и технология созданий фруктовой батареейки и целый ряд других актуальных решений.
Например, на разработку дозорного дрона Артура Парунакяна вдохновили недавние трагические события — мощнейшие пожары в Сибири, Чернобыле и Австралии. В ходе работы молодой учёный разработал концептуальную модель дрона, в основе которой модуль для графического распознавания пожара в виде нейросети. Модуль связи с оператором мониторингового центра, написанный на Python, отправляет сигнал об обнаружении очага возгорания и фото. Аппарат может быть использован не только в пожаротушении, но и при проведении поисковых операциях, разведке и охране территорий.
Решение проблемы роста популяции лишённых крова животных предложил десятикласник Денис Рожков. Автор работы «„BOX“ для маленького друга: устройство и технической оснащение» справедливо утверждает, что бездомные животные — это результат безответственного поведения людей. Школьник придумал способ позаботиться о подрастающем поколении братьев наших меньших и подарить им возможность попасть в добрые руки. Решением стало проектирование BOX-приёмников для животных, которые работают по аналогии с бэби-боксами. Причём разработана не только сама «будка», но и всё её техническое оснащение. При поддержке волонтёров и зоозащитников школьник планирует развивать проект и установить «бокс» для бездомных собак в своём районе.
Одиннадцатиклассники Данила Игнатьев и Артём Давыдов предложили решение, позволяющее бороться с несанкционированными свалками и уменьшить объёмы поступающих на полигоны отходов. Школьники разработали алгоритмы по обнаружению, анализу и контролю объектов захоронения отходов. Для оценки геометрических параметров полигонов использованы космический мониторинг в программе Google Планета Земля, а также интерактивные карты Яндекс и Google. Для построение трёхмерных моделей зон полигонов Московского региона ребята воспользовались возможностями программы Sketch Up.
Победители «Гагаринских чтений-2020» среди школьников
Секция «Робототехника. 3D-моделирование и прототипирование»
- Никита Букин, «Автоматизированный мойщик окон»;
- Егор Елкин, «Разработка андроида на Linux для изучения Python как языка для профессиональной робототехники» (в соавторстве с Яном Шеиным);
- Михаил Чверткин, «Создание мультиплатформенного голосового интерфейса для управления периферийными устройствами»;
- Ксения Зиновьева, «Разработка беспилотного летательного аппарата для мониторинга окружающей среды и поиска людей на местности» (в соавторстве с Ильёй Бондаревым и Атемием Ивановым).
Секция «Ракетно-космическая перспектива и космическая экология»
- Артём Кочетов, «Разработка и изготовление электромагнитного ускорителя масс Гаусса под управление микроконтроллера»;
- Дарья Стельмахова, «Усовершенствование миссии „Breakthrough Starshot“»;
- Данила Игнатьев, «Использование данных дистанционного зондирования Земли из космоса для отбора и описания полигонов ТБО Московской области в программе „Google Earth“» (в соавторстве с Артёмом Хомяковым и Артёмом Давыдовым).
Секция «Математика и информатика в инженерных задачах. Прикладная физика»
- Всеволод Хотулёв, «Оптимизация профиля крыла беспилотного аппарата» (в соавторстве с Александром Карелиным);
- Глеб Павлюк, «Мультитрекер»;
- Денис Рожков, «"BOX"для маленького друга: устройство и техническое оснащение».
Секция «Авиация будущего»
- Людмила Завадская, «Организация малой противовоздушной обороны с помощью гибридных дирижаблей»;
- Михаил Абрамов, «Автопилот для БПЛА на платформе „Arduino“»;
- Ольга Аникальчук, «Разработка конструкции летательного аппарата будущего»;
- Андрей Гавриков, «Перспективный лёгкий многофункциональный истребитель»;
- Михаил Кузнецов, «Аэротакси»;
- Матвей Лапин, «Авиационные системы и динамика управления системами» (в соавторстве с Ильёй Усовым и Вадимом Шустровым);
- Фёдор Лосев, «Разработка перспективного среднего транспортного самолёта с несущим корпусом»;
- Василий Тимонин, «Лёгкий многоцелевой истребитель вертикального взлёта и посадки».
Секция «Молодёжные проекты в аэрокосмической сфере»
- Артур Парунакян, «Дрон — дозорный в пожаротушении» (в соавторстве с Андреем Шаталовым и Дарьей Черепановой);
- Георгий Ануфриев, «Станция приёма данных со спутников „CanSat“»;
- Дарья Новожилова, «Мониторинг золотодобывающих дамб в Красноярском крае при помощи открытых спутниковых данных»;
- Вадим Помыткин, «Новейшая технология пожаротушения для космических пилотируемых кораблей»;
- Секция «Материалы и технологии нового поколения в аэрокосмической области»;
- Артём Логинов, «Углекомпозиты в конструкциях современных летательных аппаратов» (в соавторстве с Германом Семёновым);
- Алексей Шиндяпин, «Радиоизлучение при деформации алюминиевого сплава, покрытого тонким слоем льда» (в соавторстве с Сергеем Булгаковым и Борисом Тамилиным)
- Милена Косарева, «Генератор качающейся частоты для десульфататора свинцовых аккумуляторов»;
- Евгения Сорокина, «Взгляд эколога на ближайшую перспективу освоения других планет солнечной системы»;
- Михаил Иванов, «Создание автоматического разделителя для процесса сепарации деталей»;
- Андрей Мельников, «Использование систем автоматизированного проектирования для построения и анализа элементов конструкций»;
Секция «Международные проблемы энергосбережения и повышения энергоэффективности»
- Андрей Елин,«Моделирование освещённости внутри зданий с применением программы „3ds Max“ на примере здания школы»;
- Ксения Хаммад, «Equipment of the country house with additional (alternative) energy sources» (в соавторстве с Марией Сидоренко);
- Борис Власов, «Автоматическая система капельного полива огорода с помощью солнечного нагрева воды»;
- Альбина Драцкая, «Новая экономичная труба с перегородкой Штейнера для газопроводов»;
- Андрей Дюдин, «Как сделать фруктовую и солнечную батарейку» (в соавторстве с Кристиной Гололобовой);
- Елена Казанцева, «Энергоснабжение и энергосбережение в многоквартирных жилых комплексах»;
- Максим Пьянков, «Модуль электродвигателя для велосипеда» (в соавторстве с Дмитрием Поповым и Артемием Александровым);
Секция «Юные учёные будущего (для учащихся 6–8-х классов)»
- Захар Архипов, «Модель четырёхспутниковой бесперебойной космической системы связи с Землей для будущих поселений Марса»;
- Егор Пелезнев, «Разработка БПЛА»;
- Георгий Архипов, «Расчёт размеров ступеней лестниц для условий Марса („марсианская ступенька“)»;
- Фёдор Докукин, «Варианты применения канатной дороги на неподвижном тросе» (в соавторстве с Лидией Сальниковой и Вероникой Борисовой);
- Фёдор Докукин, «Прототип канатной дороги на неподвижном тросе» (в соавторстве с Андреем Галаховым и Артёмом Соложенковым);
- Никита Жеребин, «Применение метода Фролова для самообучения робота с искусственным интеллектом проходить лабиринт»;
- Даниил Сусло, «Исследование электромагнитной индукции на примере создания металлодетектора».