Как выпускник МАИ создаёт транспорт будущего: беспилотники и не только

25 ноября 2019
Как выпускник МАИ создаёт транспорт будущего: беспилотники и не только

Меня зовут Александр Бегак, я авиаконструктор и лётчик-испытатель. Я спроектировал и построил 28 летательных аппаратов, провел более 7 тысяч часов в испытательных полётах, прыгнул с парашютом 1 742 раза. Строительство инновационных транспортных средств — дело моей жизни и мой бизнес.

Цель этого материала — рассказать о работе инженера-конструктора в сфере инновационного транспорта от первого лица, а также представить проекты, над которыми я работаю последние несколько лет.

Для начала, пару слова обо мне: я родился и вырос в городе Пятигорске. В 1992 году я закончил Калининградский авиационно-космический техникум, затем — Московский авиационный институт по специальности инженер-конструктор самолётов и вертолётов. Параллельно я факультативно учился на аэрокосмическом факультете МАИ по направлению «системы жизнеобеспечения космических кораблей». Инновационный транспорт привлекал меня ещё в студенческие годы, и я выбрал именно это направление работы. Сегодня моя лаборатория находится в Пятигорске.

В настоящее время существует две общемировые тенденции в сфере транспорта, которые с большой вероятностью кардинально изменят логистику, какой мы её знаем: электротранспорт и беспилотные автомобили. Я занимаюсь научно-исследовательской деятельностью в этих двух направлениях с применением авиации более 20 лет.

Электротранспорт будущего

В ходе глобального движения против глобального потепления и всеобщего внимания к проблемам изменения климата в 2019 году вопрос об экологически чистом транспорте стоит максимально остро. Особенно это актуально для крупнейших городов мира: одним из которых является Москва, где на автомобильный транспорт приходится до 80 % от общего загрязнения воздуха.

С одной стороны, электротранспорт — это будущее, которое уже наступило. Во всяком случае, в Китае: на 2019 год, в стране используется более  миллиона электрокаров и не менее 300 тысяч электробусов.

В Москве парк автобусов, работающих на электричестве, составляет всего 200 штук. Ничто, по сравнению с Китаем, но это один из лучших показателей по городам Европы. В то же время, по электрокарам мы отстаем намного более значительно: в Москве насчитывается всего 400 таких автомобилей. Такой разрыв можно объяснить, в первую очередь, неразвитой инфраструктурой зарядных станций: по всей стране их не более 300.

Тем не менее, я считаю, что будущее электрического транспорта именно за личными автомобилями. В нашей лаборатории мы работаем над созданием аппарата Бегалёт — одноместной и двухместной амфибии, предназначенной для свободного передвижения по земле, воде и воздуху, работающей на электричестве. Полёты пока что возможны только на двигателе внутреннего сгорания, но также в настоящее время мы ведём работу по созданию полностью экологичного летающего электромобиля.

В 2009 году специализированная модель Бегалёта, созданная для гляциологических исследований и полётов в арктических широтах, была поднята над Северным полюсом в тестовом полёте.

На сегодняшний день прототип Бегалёта модели HYPE, предназначенной для передвижения по городу, прошёл успешное тестирование и готовится к серийному производству.

Беспилотные пассажирские перевозки

Согласно статистике, в 2035 году объём рынка беспилотного транспорта превысит $800 миллиардов, а к 2050 году — $7 триллионов. Это во много раз больше рынка автотранспортных перевозок, который в 2018 году составил $284 миллиарда.

В России активно тестируют беспилотные автомобили: с 2019 по 2022 год согласно постановлению правительства № 1415 «Яндекс», КамАЗ, Университет Иннополис и Аврора Роботикс могут тестировать беспилотные автомобили в потоке машин на дорогах общего пользования.

С целью обеспечения максимальной мобильности и удобства передвижения, в своих исследованиях мы пошли дальше: одна из ключевых разработок лаборатории — беспилотное аэротакси. В отличие от вертолёта, это транспортное средство работает по безроторной схеме.

Аэротакси — рабочее название БегАэро — вертикально взлетает и садится, развивает скорость до 400 км/ч и имеет дальность полёта порядка 300 километров. Задача аэротакси на первом этапе — перевозка грузов в автоматическом режиме. В дальнейшем этот аппарат будет переносить людей.

Кто поддерживает инновации в России

Обе разработки осуществляются при поддержке группы АэроНет Национальной Технологической Инициативы АСИ. На основе этой площадки мы создали консорциум компаний, которые сейчас готовят проект для получения господдержки на завершение научно-исследовательской работы и тестирования действующего летающего прототипа.

Заниматься инновациями в России — непростая задача. До кризиса 2012 года нашу научно-исследовательскую работу активно финансировали частные инвесторы и спонсоры. Затем, в связи с изменением экономической ситуации в стране, работать стало намного сложнее. Подробный анализ финансирования инновационных проектов в России я опубликую в следующем материале.

В России очень много талантливых людей. Москва, конечно, ведущий центр инноваций в нашей стране: здесь сосредоточено самое большое количество идей, проектов и кадров. В рамках НТИ и Сколково проводится множество конференций и форумов, которые предоставляют площадку для обсуждения и трансфера технологии. Такие мероприятия, как Форсайт Флот, позволяют встретиться предпринимателям из различных областей — от цифровизации и безопасности до биологии и космической промышленности.

Несмотря на то, что деятельность таких инициатив как АэроНет и Сколково делает деятельность возможной независимые исследования в области инновационного транспорта, хотелось бы, чтобы Россия оказывала большую поддержку изобретателям, а также делала упор именно на посевные технологии. Именно они позволяют выявить стартапы, которые затем можно использовать и в автомобильной, и в авиационной промышленности.

В этот день было

Выведен на орбиту космический аппарат «Космос-2397»
Состоялся первый полет амфибии Бе-103
На самолет Ил-114 получен сертификат МАК