Москва глазами дронов

14 февраля 2019
Москва глазами дронов
Дроны стремительно влетели в нашу жизнь: они ведут фото и видеосъёмку, участвуют в спасательных операциях, осваивают услуги доставки, соревнуются на гоночных трассах. О том, сложно ли стать оператором беспилотника, какие правила надо соблюдать, насколько дорогое это хобби, рассказывает основатель Школы дронов при Московском авиационном институте Кирилл Щукин.

От школьника до пенсионера

Кирилл 8 лет занимался разработкой технических средств обучения для боевой авиации в ОКБ им. Сухого, когда из родного института пришло предложение поработать с одарёнными студентами. Одним из его первых шагов стало создание в конце 2017 года на базе МАИ авиамодельного кружка Школы дронов и первой среди российских вузов команды по дрон-рейсингу — техническому виду спорта, который зародился пять лет назад в Австралии и сегодня развивается семимильными шагами.

«К нам стали обращаться люди, которые хотели профессионально управлять своими аппаратами, и мы поняли, что нужно создавать специальные курсы, — рассказывает Кирилл. — Мы предлагаем слушателям несколько вариантов, от разового посещения с обучением элементарным навыкам до программы „Гуру“ из 48 занятий, после которой человек может считаться неплохим специалистом. Он будет способен не только пилотировать дроны разных классов, но и собирать, программировать и настраивать их под конкретные задачи».

Кирилл утверждает, что за полтора-два часа любой человек может научиться азам пилотирования простыми аппаратами — взлёт, зависание, посадка. На время занятий будущим пилотам предоставляют полный комплект управления вместе с коптером, а получить необходимые навыки им помогают пять преподавателей — студентов МАИ. Обучение проходит на симуляторах и трассе для полётов на маленьких аппаратах.

За год работы школы через неё прошли более 250 человек. Цели у всех разные: кто‑то увлекся гонками, кому‑то нравятся полёты с фигурами высшего пилотажа, кто‑то хочет взять с собой дрон в отпуск для съёмки. Руководитель школы признаётся, что при её создании ставка делалась на молодёжь до 20 лет. Но в реальности среди любителей беспилотников оказались люди разных возрастов и социальных групп: самому молодому — 8 лет, самому возрастному — 67. Это пенсионер, который много путешествует с семьёй по миру, с помощью дрона снимает поездки и выкладывает записи в сеть.

Были случаи, когда родители, приводившие на занятие детей, в итоге присоединялись к ним. Присылают специалистов на повышение квалификации и коммерческие структуры — профессия оператора беспилотного летательного аппарата становится востребованной. Сейчас, по словам Кирилла, идут переговоры с МЧС о курсах переподготовки для спасателей.

Ощущение полёта

Рост популярности гражданских беспилотников руководитель школы объясняет тем, что они позволяют человеку испытать ощущение полёта. Можно сидеть в кресле или шезлонге на даче и в специальных очках или шлеме видеть всё, что окружает дрон: «Человек с древних времён хотел летать, и дроны позволяют ему осуществить мечту, — поясняет Кирилл. — На каждом аппарате установлена камера, которая передаёт картинку. Он может подниматься на высоту до 10 километров, улетать на большие расстояния, перемещаться во всех плоскостях. Им можно управлять, как самолётом. Единственное ограничение — фантазия человека и его опыт».

По оценке эксперта, беспилотный бум в России будет нарастать. Впрочем, определённым ограничением может стать стоимость этого хобби. Самый простой, 23‑граммовый аппарат стоит 10–15 тысяч рублей. Но, кроме дрона, для полётов необходимо и другое оборудование: пульт управления, зарядное устройство, аккумуляторы, шлем с экраном. Цена комплекта — порядка 50 тысяч рублей. Если же вместо шлема для управления аппаратом использовать продвинутые очки, стоимость вырастет в несколько раз.

Безопасные беспилотники

Кроме пилотирования и технических тонкостей слушатели школы изучают основы техники безопасности и нормативную базу. «Наши выпускники должны быть в курсе существующего законодательства, чтобы избежать неприятностей из‑за своего хобби, поэтому мы постоянно мониторим уже принятые правовые нормы и изменения в них, — подчеркивает Кирилл. — Так, сейчас несанкционированный полет на дроне весом свыше 250 граммов может закончиться штрафом в пять тысяч рублей».

Кроме того, необходимо помнить о зонах, полностью закрытых для полётов. Так, приказом Мин­транса России в Москве в пределах МКАД с 2016 года использование беспилотников запрещено, и даже для выполнения работ для столичного правительства по воздушной съёмке руководству школы приходится согласовывать каждый полёт с соответствующими службами. С некоторыми ограничениями Кирилл согласен. Например, о запусках дронов в районе аэропортов не может быть и речи — даже небольшой аппарат, попав в двигатель самолёта, способен вызвать катастрофу.

Однако, по его мнению, законодательство нужно дорабатывать: «Даже в городе можно создать условия для полётов на специализированных площадках, накрытых сетками. Это интересное направление, в том числе и для бизнеса — на таких площадках можно проводить зрелищные соревнования».

В этот день было

Запуск КК «Союз-14»
Состоялся первый полет барражирующего перехватчика Ла-200Б
Первый полет вертолета продольной схемы Як-24