Бронза в небе Самарканда: студент МАИ об авиамоделизме и борьбе за медали Кубка Востока — 2025
5 ноября 2025
Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив
Семь кордовых моделей самолётов на один турнир и четыре минуты воздушного сражения, чтобы побороться за награды в авиамоделизме. Благодаря тренировкам с десяти лет и своей целеустремлённости студент института № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность» МАИ Давид Абрамов завоевал бронзу на международном Кубке Востока по воздушному бою. Эта медаль вошла в общекомандный зачёт юниорской сборной России, которая в результате стала победителем соревнований. В чём секрет создания идеального самолёта, какую подготовку проходит экипаж и где авиамоделисты черпают мотивацию для новых побед, Давид рассказал в интервью.
Как ты пришёл в авиамодельный спорт?
Когда мне было десять лет, мама записала меня в кружок авиамоделирования в Доме юных техников «Интеграл». Там я занимался до шестнадцати, а потом продолжил тренироваться в Авиамодельном спортивном клубе МАИ. Уже шесть лет я профессионально занимаюсь этим спортом. Путь в него открыли мои наставники: преподаватель кружка Василий Иванович Жиденко и руководитель АСК МАИ, заслуженный мастер спорта Игорь Витальевич Трифонов.
Какую задачу ставил перед собой на турнире по воздушному бою на кордовых моделях в Самарканде?
Там собрались сильнейшие спортсмены из России, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Поэтому моей основной задачей было достойно представить страну на международном уровне и реализовать тактические элементы, отработанные на тренировках. Юниорская сборная России, в составе которой я выступал, показала высочайший уровень — мы заняли первое командное место с огромным отрывом по очкам, и моя бронзовая медаль стала частью общего успеха.
Как проходит воздушный бой?
На него выходят два экипажа, в каждом — пилот и два механика. На соревнующихся моделях самолётов по жребию закрепляются красная или чёрная ленты. Бой длится четыре минуты, задача пилота — сделать как можно больше отрезов ленты соперника и провести максимум времени в полёте. За каждый отрез ленты дают сто очков, а за одну секунду в воздухе — два очка. Основной механик в нужный момент запускает двигатель самолёта, а второй механик отвечает за ленту при падении союзной модели. Динамика состязаний захватывает.
Чем отличаются командные выступления от индивидуальных?
В командных выступлениях чувствуешь особую ответственность — ведь борешься не только за личный результат, но и за победу всей сборной. Нас объединял флаг России, и каждый понимал, что от его полёта зависит общий итог. Поэтому мы постоянно поддерживали друг друга и боевой настрой.
Удалось ли познакомиться с Самаркандом? Какое впечатление произвёл этот город?
Он поразил меня своей историей, обилием достопримечательностей и невероятно доброжелательными местными жителями. Но больше всего запомнился мавзолей Тамерлана — путь его становления великим полководцем и правителем впечатляет.
Как ты готовишь модели к соревнованиям? Какие у них технические особенности?
К каждому турниру я готовлю в среднем по семь самолётов, потому что после боёв модели ломаются, и на их ремонт нет времени. Все самолёты я делаю самостоятельно. Их главная особенность — лонжероны из углепластика, которые делают конструкцию лёгкой и прочной.
Сколько времени уходит на создание самолётов?
Всё начинается с подготовки 3D-модели. Если она уже есть, как и оправки для придания нужной формы, на семь самолётов требуется примерно две недели ежедневной работы. А на их создание с нуля нужно гораздо больше времени.
Что помогает сохранять мотивацию и продолжать развиваться несмотря на большие затраты времени и сил?
Меня мотивируют мои товарищи по команде и тренер. Мы радуемся успехам друг друга, поддерживаем после неудач, помогаем на соревнованиях. Такая сплочённость не даёт унывать и заставляет двигаться вперёд.
В каких ещё турнирах ты участвовал в этом сезоне? Какие из них запомнились больше всего?
Сезон выдался насыщенным: всероссийские соревнования в Химках и Коряжме, первенство России и международные старты в тех же Химках. Результатами горжусь: победа на первенстве страны, а также на международных соревнованиях — в качестве механика и в составе экипажа. А бронзовая медаль в Самарканде для меня стала особенной, потому что это моя первая зарубежная награда.
Как проходит подготовка к соревнованиям?
На тренировках мы отрабатываем различные тактические элементы, настраиваем и готовим технику — самолёты и моторы, а также занимаемся физподготовкой, делая упор на выносливость. Для этого выполняем пробежки с ускорениями и кардиоупражнения во время полётов.
Какие качества нужны авиамоделисту?
Как и в любом виде спорта, самое главное — целеустремлённость. Авиамоделизм не исключение. Без упорства невозможно достичь высоких результатов ни в пилотировании, ни в создании моделей.
На кого ты учишься в МАИ и как пришёл к этому выбору?
Я учусь на первом курсе института № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность». Меня с детства интересовала авиация, поэтому выбор университета был очевиден. Сейчас в основном изучаю общие предметы, а после первого курса будет распределение по кафедрам. Надеюсь углубленно изучать направления, связанные с авиацией, и в будущем реализоваться именно в этой сфере.
Какие изменения в авиамодельном спорте в России ты заметил в последние годы?
Авиамодельный спорт в России активно развивается: появляется много новых команд и молодых пилотов, проходит всё больше соревнований в разных регионах страны. Особенно радует, что спорт становится доступнее — теперь талантливые ребята из разных городов могут проявить себя.
Какие главные цели в спорте и жизни ты поставил себе на ближайшее время?
Сейчас я активно готовлюсь к новому сезону. Моя главная цель — победить на чемпионате России. Что касается жизни вне спорта, очень хочется побывать в разных странах, познакомиться с их культурой. Для меня эти цели взаимосвязаны: спортивные достижения открывают возможности для путешествий.