Настоящий психолог, советчик и друг: правда и миф о работе университетского фотографа

7 октября 2025
Настоящий психолог, советчик и друг: правда и миф о работе университетского фотографа Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Университетский фотограф не просто ловит забавные моменты со студентами и сотрудниками — он проживает каждую историю героев своих фото, с их радостями и грустью, улыбками и слезами, помогает дружескими советами. Но что испытывает в это время он сам? Какая у него роль на самом деле? Всю правду о профессии раскрыл специалист Отдела по связям с общественностью Московского авиационного института, фотограф Никита Спицин.

Никита, правда ли, что фотографу постоянно говорят: «Ну когда ты уже найдёшь себе нормальную работу?»

О, да. Это классика! Но уже научился воспринимать это с улыбкой.

Особенно часто подобное приходится слышать от родственников — они до сих пор думают, что фотография — это хобби, а не профессия. Но, справедливости ради, когда видят, что у меня расписан график съёмок, а дома я появляюсь только чтобы поспать, вопросы как-то сами исчезают.

На самом деле фотограф — это не про «просто щёлкнуть». Нужно уметь работать со светом, людьми, эмоциями. 

На самом ли деле каждый фотограф мечтает снимать кого-то высокопоставленного и считает это пиком карьеры?

Всё не совсем так. Конечно, снимать випов — это круто, престижно. Приятно, когда тебе доверяют важные люди. Но я бы не сказал, что это пик карьеры. 

Мне кажется, что настоящее удовольствие — когда ты ловишь живые эмоции обычных ребят, делаешь фото, на которое они потом смотрят с теплотой. Випы — это опыт и статус, а вот искренние моменты — это душа профессии, когда кадр живёт, а не просто выглядит «официально». 

Мой личный пик — это когда у всех контактов аватарка, сделанная мной. Вот это признание!

Правда ли, что девочки просят сделать в несколько раз больше фото для одного хорошего кадра, а мальчикам вообще всё равно, как они получатся?

100%. Девочки обычно хотят, чтобы всё было идеально:  поза, свет, волосы, тончайшее настроение в кадре. Иногда делаем 100 кадров ради одного «того самого». От мальчиков обычно такая энергетика, как будто я их отвлёк прямо перед величайшим открытием в самолётостроении и им хочется только скорее сбежать из студии. Впрочем, потом, когда они видят, как круто получаются девчонки, всё же соглашаются попозировать — наука может и подождать.

Правда ли, что университетскому фотографу не хочется снимать «проходные» мероприятия и он тихо грустит по этому поводу?

Рутина есть в каждой работе, это правда. Когда в десятый раз снимаю однотипное собрание или лекцию, чувствую себя так же, как студенты на первой паре в понедельник. Но я стараюсь всё равно искать интересные моменты, что-то живое среди формальности. Иногда из самого «проходного» мероприятия получается очень атмосферная серия, если подойти с фантазией: лениться хочется, но фотограф всё-таки художник — всегда можно увидеть кадр там, где его вроде бы нет.

На самом ли деле университетскому фотографу приходится буквально выживать между мероприятиями с жёстким таймингом?

Да. Бегаешь с лаборатории на Таганке в ангар на Войке, потом на Оршанку надо заглянуть, и вот уже пора выезжать в Алферьево — и всё с камерой. Это почти марафон. Университетская жизнь не всегда стабильна — есть периоды затишья, а иногда бывает и так, что съёмки идут одна за другой. 

Ректор – самый требовательный заказчик фотосессий?

С ректором каждая съёмка как маленькая миссия: всё должно быть чётко, официально и без единого прокола. Свет, ракурс, фон — всё проверяешь дважды, а лучше трижды.  Но при этом это очень интересно: такие съёмки учат концентрации и вниманию к деталям. 

Когда всё прошло хорошо — ощущение, что прошёл главного босса в конце уровня игры: если он доволен фото — значит, миссия выполнена.

Признайся: ты тоже специально долго не отдаёшь фото клиентам?

Вот это популярный миф! На самом деле фотографы, конечно же, не тянут время специально — просто обработка фото занимает время. Нужно отобрать кадры, выровнять цвет, свет, убрать лишнее — и всё это вручную. Конечно, можно скинуть «сырые» снимки на следующий день, но тогда это 50% результата — лучше немного подождать и получить реально классные фотографии, чем потом жалеть, что всё сделано в спешке.

Правда ли, что бывают такие фотосессии, когда хочется бросить всё и уйти?

Клиент всегда прав, так ведь? В индустрии контент-креаторов это правило тоже действует, но если запрос не по душе и им не хочется заниматься, даже вникать в него, выдумывается возмутительно большая сумма за заказ. Или клиент согласится и твои страдания будут не зря, или вы разойдётесь, оставшись каждый при своём мнении.

Правда ли, что больше всего фотограф боится потерять флешку с фотками и видео с мероприятия?

Такие ситуации бывают у всех. Если вам фотограф или видеограф говорит, что он никогда не терял материалы, не форматировал случайно не тот диск, то вы с этим человеком недостаточно близки.

Хотя бы на время отпуска ты расстаёшься с фотоаппаратом?

Если с собой и беру камеру, то стараюсь ей часто не пользоваться. Всё-таки нужно иногда смотреть на мир не через видоискатель.

Это правда, что у классных фотографов нет классных фоток — на это никогда не хватает времени?

Как это нет? А вот эта? Сам делал! 

надо.jpgФото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

В этот день было

Открылась третья международная аэрокосмическая выставка "Air China -2000"
Выпущен первый серийный самолет 172R Skyhawk
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза В.К.Гайнутдинов