Не лезь! А то…: доцент МАИ Илья Николаев — о правде и мифах в профессии инженера-испытателя

18 июля 2025
Не лезь! А то…: доцент МАИ Илья Николаев — о правде и мифах в профессии инженера-испытателя Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Профессия инженера-испытателя — работа на передовой технологического прогресса. Без специалистов этой области не были бы возможны ни освоение космоса, ни развитие авиации, ни модернизация какой-либо другой высокотехнологичной сферы. Однако о профессии сложилось немало стереотипов — от «супергеройских» до откровенно комичных. Разобраться, где правда, а где вымысел, помог доцент кафедры 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов» Московского авиационного института, кандидат технических наук Илья Николаев.

Илья Алексеевич, в ваши профессиональные обязанности входит не просто разработка техники, но и непосредственное ее тестирование. Правда ли, что иногда это бывает связано с рисками для жизни?

— Да, безусловно. Инженеры-испытатели играют ключевую роль в разработке и доводке техники – будь то какие-то небольшие детали или целые системы, проверяя её на надёжность и безопасность. Работа начинается с составления программы испытаний, которая включает различные сценарии эксплуатации — от штатных режимов до экстремальных условий. Как только понятен сценарий, начинаются тестирования — на различных стендах, где детали и системы подвергают агрессивным внешним воздействиям. В процессе при помощи датчиков, регистраторов, телеметрических и прочих систем испытатели фиксируют состояние тестируемого объекта и его работоспособность. По завершении полученные данные анализируют, выявляют слабые места техники и, по необходимости, отправляют на дальнейшие доработки.

Риски для жизни конкретно инженеров в данном случае связаны с нештатными ситуациями, которые могут произойти в процессе тестирований. Это выход из строя оборудования для испытаний, отказ датчиков и систем безопасности, приводящие, в частности, к ложным срабатываниям, разрушение и взрывы образцов, ну и, конечно, пресловутый человеческий фактор – когда недостаток внимательности или знаний приводит к трагедии.

Может ли ошибка в расчётах инженеров стоить миллиарды?

— Обычно над решением какой-либо проблемы трудится целая команда – эдакий коллективный разум, который не должен допустить промахов, приводящих к печальным последствиям. Если это всё же случается — погрешность почти в 100% случаях выявляется на стендовых испытаниях, а их проведение и промежуточные образцы, конечно, не стоят миллиарды.

О потере таких крупных сумм можно говорить в случае, если та самая ошибка в расчётах вдруг, по случайному стечению обстоятельств, запустила «цепную реакцию» — если неверные расчёты начали использовать для дальнейшей разработки какой-либо техники или систем. Вот тогда просчёты на этапе проектирования, тестирования или при производстве могут не только испортить технику, но даже привести к гибели десятков людей и банкротству даже самых больших корпораций. Один из ярких примеров – разрушение ракеты Ariane 5 из-за сбоя в программном обеспечении, который спровоцировал выход из строя её систем. Мало того, что разрушилась сама Ariane 5, она также уничтожила спутники на сотни миллионов долларов.

Правда ли, что во многих лабораториях до сих пор существуют секретные советские разработки?

— Да, это правда. В российских (и не только) конструкторских бюро, научных институтах и закрытых архивах до сих пор хранятся советские наработки, в частности, по двигателестроению, которые пока нельзя раскрывать. Некоторые из них настолько высокотехнологичны, что можно сказать, их авторы опередили своё время на многие десятилетия.

Набирает ли профессия инженера популярность в последнее время?

— Да, но с важными оговорками. Всё зависит от отрасли и технологических трендов. Они имеют свойство меняться, и довольно часто, так что я бы посоветовал регулярно мониторить рынок и, конечно, совершенствоваться в профессии.

Женщины-инженеры  — это всё ещё редкость?

— По моим ощущениям, женщины-инженеры начинают встречаться всё чаще. Но пока их, действительно, намного меньше, чем мужчин.

Кстати, из серии наблюдений: давно заметил, что женщины-инженеры очень редко выбирают «железные» специализации – конструирование, испытания двигателей. При этом в цифровых и расчётных направлениях девушек довольно много. 

На самом ли деле современные инженеры используют чертежи от руки?

— Вообще, нас хлебом не корми – дай порисовать на бумаге. Но, конечно, это совершенно нечастые ситуации – всё-таки мы живём в XXI веке, веке прорывных технологий. Инженеры активно подключаются к процессу цифровизации, используя в построении чертежей, расчётах и при прочих работах программы, где даже есть искусственные интеллект. Это, в частности, значительно упрощает решение рутинных задач. 

Правда ли, что самые прорывные идеи рождаются в спорах, а не за часами, проведёнными в лабораториях?

— Всё именно так. Многие прорывные идеи действительно рождаются не в процессе одинокой работы за компьютером, а в неформальных обсуждениях и даже случайных разговорах. Это связано с тем, что творческое мышление активизируется в диалоге, где сталкиваются разные взгляды, а эмоции и интуиция играют не меньшую роль, чем логика. Особенно в этом помогает помогает мозговой штурм, в котором даже абсурдные идеи могут навести на гениальное решение.

Существуют ли у инженеров особые ритуалы перед испытаниями?

— У инженеров, особенно в авиации, космонавтике и оборонке, действительно существуют ритуалы и традиции. Часть из них — суеверия, часть — дань уважения к профессии. Например, мы стараемся не называть испытания «последними», поскольку это считается плохой приметой. Говорим: «крайние» или «финальные в этом цикле». А ещё перед запуском систем иногда гладим их, чтобы «задобрить» и настроить на «гладкие» тесты. Слышал ещё, что некоторые при изготовлении сложных конструкции в преддверии испытаний вкручивают лишний болт на удачу. Ну и, конечно, не надо в лабораториях произносить фразы вроде «Да ничего тут не сломается» – часто именно после этого что-нибудь и выходит из строя.

Правда ли, что инженеры не любят фильмы про инженеров?

— Думаю, тут главное не выискивать сознательно вопиющих ляпов, фантастических упрощений и романтизированных клише. Хотя замечу, что бывают и исключения, где режиссёры постарались передать дух инженерной работы достоверно. Это приятно. Советовал бы, например, посмотреть «Чернобыль» 2019 года — там очень правдоподобные диалоги физиков-ядерщиков.

Кстати, если сравнивать, как бы смешно ни звучало, подчас игры бывают информативнее кино. Серия Dead Space, как мне кажется, особенно хорошо передаёт атмосферу работы инженера. Там постоянно приходится решать новые задачи в областях, где пока ещё ничего не знаешь.

Правда ли, что когда инженер смотрит на готовое изделие, которое прошло все испытания, то чувствует не гордость, а скорее облегчение?

— Честно? И правда так.

Правда ли, что инженер периодически сомневается, а нужна ли человечеству инновационная техника?

— Такое происходит постоянно! Никогда не понятно, стоит лезть туда, где всё и так работает, или же нет.

В этот день было

60 лет со дня образования ФГУП «Саранский механический завод»
Первый полёт опытного истребителя-перехватчика 63П
Создаётся самостоятельное хозрасчётное управление международных воздушных линий (УМВЛ)