«Зоотехники» против «овец»: маёвцы взяли серебро на хакатоне «Ход дрона»

14 июля 2025
«Зоотехники» против «овец»: маёвцы взяли серебро на хакатоне «Ход дрона» Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Овца, волки и «Зоотехники» — что между ними общего? Правильный ответ: хакатон «Ход дрона», на котором маёвская команда заняла второе место. Один из её участников Михаил Кузнецов рассказал нам, как из не самого прилежного школьника превратился в постоянного участника хакатонов и что даёт такой опыт будущему инженеру. 

Михаил, на хакатоне «Ход дрона» твоя команда заняла второе место. Расскажи, почему вы выбрали такое название?

Название нашей команды напрямую связано с заданием хакатона. Нам предстояло реализовать стратегию из игры «Овца и волки» на условной шахматной доске 8×8. «Овца» — это наземный ровер, которым управляли судьи: он должен был добраться до противоположной стороны поля. «Волки» — это дроны под управлением нашего алгоритма: они могли двигаться только вперёд по диагонали и должны были скоординированно перехватить «овцу», заблокировав ей пути отступления. Требовалось соблюдать правила игры и при этом просчитывать наиболее выигрышные ходы. Поскольку в условии упоминались животные, мы выбрали название «Зоотехники».

Какие технические задачи стояли перед командой и как вы их решали?

Мы решали большой спектр задач: от алгоритмов просчёта оптимальных ходов до отладки сетевого взаимодействия. Самым сложным было добиться синхронной и стабильной работы всех устройств. Казалось бы, четыре одинаковых дрона с одной и той же программой, но к каждому нужно было искать индивидуальный подход. И чтобы запустить все дроны одновременно, приходилось проводить множество всевозможных предполётных проверок.

Как происходило формирование команды? И кто за что отвечал?

Сформировать команду помогла Дирекция «Аэромобильность» МАИ. Я отвечал за дроны, их ориентацию, навигацию и автономный полёт. Дмитрий Чирков  рассчитывал, куда и когда должен двигаться каждый беспилотник. Михаил Пашков реализовывал сетевую связь между дронами, прокладывая мост в общении между алгоритмом и машинами. А Ярослав Жуков, пожалуй, самый умный студент нашей группы, стал универсальным бойцом и помогал всем по мере необходимости. Вся команда – это студенты института № 3, за исключением Михаила Пашкова, он из института № 14.

Какой была ваша реакция, когда узнали, что заняли второе место? Было ли это неожиданностью или вы рассчитывали на другой результат? 

Если честно, мы не ожидали такого результата. На последних зачётных вылетах техника начала капризничать, и не всё получилось так, как мы планировали. Но наш структурный подход и внимание к деталям помогли выиграть у соперников несколько лишних баллов.

Если вернуться назад и подумать над ошибками, я бы постарался по-другому распределить время и усилия над задачами, поработал бы над тайм-менеджментом. Но в целом мне очень понравилось, как сработалась наша команда.

Что ты можешь сказать о конкурентах? Какие навыки или подходы тебя впечатлили больше всего?

Меня поразил высокий уровень знаний студентов в области программируемых БЛА. В тех местах, где мы упирались в тупик, некоторые ребята шли глубже, разбирались в библиотеках, копались в коде — и получили отличные результаты. Это даёт хорошую мотивацию прокачивать свои навыки и двигаться дальше.

Чем вас порадовали организаторы: какой был приз за второе место?

В первую очередь, организаторы порадовали нас бешеной энергией и желанием помогать. Весь хакатон проходил очень позитивно и по-дружески. За второе место нас отобрали на «Архипелаг-2025» — это ежегодный проектно-образовательный интенсив, проходящий в рамках Международного форума по развитию беспилотных систем. А ещё вручили памятные сувениры, грамоты и кубок. Но, как всегда на хакатонах, главное — это опыт, новые знания и знакомства.

Давай теперь поговорим лично про тебя: на кого ты учишься в МАИ и почему выбрал именно это направление?

Я учусь в институте № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика» МАИ, на 305-й кафедре, которая занимается системами управления летательных аппаратов. Мне всегда было интересно смотреть на систему в целом, а не на отдельные её элементы. Видеть взаимосвязи, строить модели, предсказывать поведение. По сути, моя задача — превращать набор компонентов в слаженный, работающий механизм.

Кто или что повлияло на твоё решение поступать в МАИ?

До девятого класса я учился в обычной школе, но мечтал стать инженером. В тот год, когда я сдал ОГЭ и начал задумываться о дальнейшем пути, свои двери открыл Предуниверсарий МАИ, куда я и поступил. И за два года из не самого прилежного ученика я превратился в человека, который нормально сдал ЕГЭ и прошёл на желаемую специальность. За что очень благодарен лично директору и всем педагогам. До сих пор с теплом вспоминаю школу: наши поездки, лагеря, Байкал. После такого приёма просто невозможно было выбрать другой вуз.

Как часто ты участвуешь в хакатонах и других соревнованиях? Какие были самые яркие победы?

За последний год я участвовал примерно в пяти робототехнических хакатонах. Мы с командой ездили в Бауманку, где проектировали автономного робота для детекции повреждений при строительстве, были в МИРЭА с образовательным ROS-проектом. Из ярких побед запомнился осенний «Аэротон», где мы заняли первое место, спроектировав и запустив автономный дрон-перехватчик. Над этим проектом мы работали целый месяц, отлаживая полёты, доводя ПО и алгоритмы до рабочего уровня. И наши труды окупились: приз — миллион рублей и приглашение на работу в компанию по созданию дронов.

Какой совет дашь тем, кто тоже хочет попробовать себя в хакатонах? На что обратить внимание при подготовке?

Самое главное — не бояться! Помню, как сам сомневался перед первым участием. Сейчас бы даже не раздумывал. Ещё один важный момент — команда. Очень важно понимать сильные и слабые стороны друг друга, чтобы грамотно распределить задачи и работать эффективно.

В этот день было

60 лет со дня образования ФГУП «Саранский механический завод»
Первый полёт опытного истребителя-перехватчика 63П
Создаётся самостоятельное хозрасчётное управление международных воздушных линий (УМВЛ)