Влияние гуманитарной образовательной среды на качество инженерно-технического образования в вузе

АННОТАЦИЯ

к программе повышения квалификации

Цель программы. Совершенствование компетенций слушателей в области гуманитарных аспектов преподавания в инженерно-техническом ВУЗе. Программа повышения квалификации нацелена на ознакомление научно-педагогических работников с новейшей проблематикой гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования как факторов его совершенствования; углубление общекультурных компетенций, способствующих качественному изменению профессиональных компетенций; повышению профессионального мастерства в рамках имеющейся квалификации. Осмысление изученного материала будет способствовать пониманию преподавателями необходимости гуманистической направленности даваемых студентам знаний при изучении любого предмета и важности гуманитарной компоненты в подготовке будущих специалистов.

В результате освоения программы слушатель должен:

1. Знать: особенности развития современного инженерно-технического образования.

2. Знать: основные социокультурные проблемы техногенного и постиндустриального общества.

3. Знать: тенденции взаимодействия человека, культуры, информации.

4. Знать: роль и место гуманитарной среды в высшем инженерно-техническом образовании.

5. Знать: особенности связи духовно-нравственной культуры инженера и его профессионализма.

6. Уметь: адаптироваться в современной социокультурной среде.

7. Уметь: создавать на занятиях, с помощью гуманитарной составляющей, проблемно-ориентированную образовательную среду, обеспечивающую формирование у студентов профессиональных компетенций.

8. Уметь: выявлять в процессе преподавания своего предмета гуманистическую компоненту, способствующую формированию у студентов ответственности за принимаемые решения и их последствия.

9. Уметь: устанавливать субъект-субъективные отношения со студентами как наиболее педагогически целесообразные взаимоотношения преподавателей и студентов.

10. Уметь: применять в учебном процессе современные, в том числе, и информационные технологии.

11. Владеть: пониманием современной социогуманитарной ситуации.

12. Владеть: методологией создания таких условий занятий, при которых структура и методы обучения отражали бы процессы, происходящие на уровне культуры в целом.

13. Владеть: методологическими основами гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.

14. Владеть: пониманием необходимости гуманистической направленности преподаваемых предметов, роли гуманитарных знаний как важнейшего условия развития ценностно-смысловой и интеллектуальной деятельности студентов.

15. Владеть: методами мотивации познавательной активности студентов с учетом норм педагогической этики.

Категория слушателей – профессорско-преподавательский состав

Трудоёмкость программы – 72 часа

Форма обучения – очно-заочная

ПОСМОТРЕТЬ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аудиторные занятия, дистанционные занятия

№ п/п

Наименование разделов

Трудоёмкость, час

Всего, час

Лекции, час

Лабораторные работы, час

Практические занятия, семинары, час

Аттестация

СРС, час

час

Форма контроля

1

Инженерно-техническое образование в постиндустриальном обществе.

26

26

20

0

6

0

 

0

1.1

Социокультурный облик постиндустриального общества

4

4

4

0

0

0

 

0

1.2

Феномен НТР и антропологические измерения техники

4

4

4

0

0

0

 

0

1.3

Инженерия – ядро техногенной цивилизации

6

6

4

0

2

0

 

0

1.4

Человек и образование в процессе технического и информационного перевооружения культуры

6

6

4

0

2

0

 

0

1.5

Инженерно-техническое образование  как основа инноваций в культуре.

6

6

4

0

2

0

 

0

2

Гуманитарная среда как стратегия модернизации технического вуза

14

14

10

0

4

0

 

0

2.1

Культурный смысл модернизации интеллектуальных ресурсов

4

4

4

0

0

0

 

0

2.2

Современные стратегии инженерно-технического образования

4

4

2

0

2

0

 

0

2.3

Личностно ориентированное образование как основа его гуманизации и гуманитаризации

2

2

2

0

0

0

 

0

2.4

Гуманитарная среда и формирование конкурентоспособного специалиста.

4

4

2

0

2

0

 

0

3

Духовно-нравственная культура и профессиональное становление инженера

28

28

18

0

10

0

 

0

3.1

Понятие духовно-нравственной культуры

2

2

2

0

0

0

 

0

3.2

Связь общей и профессиональной культуры

2

2

2

0

0

0

 

0

3.3

Опасность недооценки роли культуры в становлении и развитии человека

4

4

2

0

2

0

 

0

3.4

Этические проблемы технологических рисков и профессиональная ответственность инженера

6

6

4

0

2

0

 

0

3.5

Этика продуктивного делового общения

6

6

4

0

2

0

 

0

3.6

Этикет как отражение общественной морали

4

4

2

0

2

0

 

0

3.7

Культура общения в профессиональном становлении личности

4

4

2

0

2

0

 

0

4.1

Зачет

4

2

0

0

0

2

Зачет

2

 

Итого

72

70

48

0

20

2

 

2

 

Для преподавателей МАИ обучение бесплатное. 

Запись преподавателей на обучение производится только на основании сданных в ЦПК НПР (403 кабинет ГАК) служебных записок.

Разделы