Новым поколениям – перспективное будущее: ректор МАИ Михаил Погосян – о главных плюсах производственной аспирантуры

10 июня 2025
Новым поколениям – перспективное будущее: ректор МАИ Михаил Погосян – о главных плюсах производственной аспирантуры

В Государственной Думе состоялось совместное заседание Экспертного совета Комитета Государственной Думы Российской Федерации по промышленности и торговле по науке и подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности и Комитета по развитию фундаментальной науки и подготовке кадров Союза машиностроителей России под председательством ректора Московского авиационного института, члена Бюро Союза машиностроителей России Михаила Погосяна. Главной темой для обсуждений стало введение с 2025 года в ряде высших учебных заведениях производственной аспирантуры – её главные плюсы для развития общества и страны в целом.

— Сегодня мы сталкиваемся со множеством вызовов, и при этом одной из важнейших задач является обеспечение технологического лидерства России – а это значит, большое внимание должно уделяться качественной подготовке высококвалифицированных инженерных кадров. Необходимость введения производственной аспирантуры назрела давно – проведение научных исследований должно предполагать их полноценное внедрение в индустрию, становиться двигателем прогресса. Исследования не должны оставаться оторванными от реальных задач, которые нам всем приходится решать. К сожалению, в настоящий момент мы имеем дело с неутешительной статистикой, – обозначил суть проблемы в своём приветственном слове ректор МАИ Михаил Погосян.

Потребность в кадрах есть.  А дальше?

14 марта 2025 года Министерство науки и высшего образования Российской Федерации издало приказ о запуске пилотного проекта по практико-ориентированной подготовке научных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики — производственной аспирантуры. Суть проекта заключается в укреплении связей между академическим сообществом и промышленными предприятиями, оказывающими будущим специалистам максимальную и непосредственную поддержку при обучении, в первую очередь — в части прохождения практики и ориентации на решение актуальных задач. Среди прочего, например, проектом предусмотрено закрепление за каждым аспирантом минимум двух научных руководителей – университетского и консультанта с предприятия — потенциального работодателя обучающегося. Кроме того, предполагается полноценное участие представителей индустрии во всём образовательном процессе — от создания программ обучения до приёма экзаменов и прохождении вступительных испытаний.

Как отметил Михаил Погосян, инициатива весьма перспективна. По опыту Московского авиационного института — обучающихся, желающих проходить практику на ведущих высокотехнологичных производствах и участвовать в проектах, направленных на пользу стране, немало. Однако несмотря на старт реализации “пилота” в 2025 году, официального понятия «производственная аспирантура» в текущей редакции федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нет. Требуется внесение уточнений и дополнений в существующую нормативно-правовую базу о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. 

Поддержали данную позицию присутствовавшие на заседании врио директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Елена Тумакова, директор административного департамента Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Шишкин, заместитель гендиректора по стратегии, программно-проектному управлению и организационному развитию АО «ОДК» Михаил Ремизов, первый заместитель гендиректора ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского Александр Медведский, директор Департамента развития персонала ПАО «ОАК» Елена Митина, директор по управлению персоналом Госкорпорации «Ростех» Юлия Цветкова, а также представители ведущих университетов страны — проректор по научной работе МФТИ Виталий Баган, первый проректор НИЯУ МИФИ Олег Нагорнов, проректор по науке и инновациям МЭИ Иван Комаров и начальник Управления по подготовке кадров высшей квалификации МГТУ им. Н.Э. Баумана Александр Алфимцев.

В процессе обсуждений также был выявлен ряд не менее важных проблем, которые возможно решить благодаря внедрению производственной аспирантуры. Речь идёт, в частности, о включении в учебный план аспиранта факультативных дисциплин по передовым направлениям и технологиям, включая искусственный интеллект, машинное обучение, проектирование под заданную стоимость. Другой проблемой является актуализация направлений диссертационных исследований, в которые должны входить действительно интересные, новые и востребованные индустрией задачи.

— Если проекты не связаны с интересными задачами, с непосредственным применением передовых технологий — современной молодёжи это неинтересно. Нам важно это понимать и с этим работать. Один только уровень зарплаты сегодня ничего не решает. Соблюдение баланса во всём — залог долгосрочного перспективного труда, — подчеркнул Михаил Погосян.

— Когда мы, в Ростехе, стали разбираться в ситуации, то пришло понимание, что точечных, детальных мер поддержки молодых специалистов недостаточно. Они, безусловно, есть, но не для всех категорий. Мы выступаем за то, чтобы, по возможности, для всех организаций и образовательных учреждений, включая региональные, меры поддержки были унифицированы. Нужно к этому стремиться, — отметила, в свою очередь, директор по управлению персоналом Госкорпорации «Ростех» Юлия Цветкова.

Взяв слово, заместитель гендиректора по стратегии, программно-проектному управлению и организационному развитию АО «ОДК» Михаил Ремизов добавил, что при реализации нового пилотного проекта Минобрнауки России — производственной аспирантуры — необходимо заботиться и о перспективах специалистов, в обучение которых было вложено немало сил. Михаил Ремизов считает, что уже сегодня предприятия должны думать, как подогревать интерес к профессии у своих сотрудников. 

—  Важно помнить, что интерес имеет свойство угасать. Аспиранты, которых чем-то заинтересовали во время обучения, по его окончании могут прийти на производство и буквально заскучать. В результате мы будем иметь дело с высокой текучкой. Это связано с конфликтом ожиданий выпускника и работодателя, — обозначил суть ещё одной проблемы Михаил Ремизов.

В свою очередь, директор административного департамента Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Шишкин отметил, что мотивация важна не только для обучающихся, но и для их наставников.

— Важно не забывать про необходимость формирования вовлечённости специалистов. Производственная аспирантура, безусловно, является одной из приоритетных форм подготовки кадров высшей квалификации для индустрии. Очень важно как изменение нормативно-правовой базы, так и фокус не только на контроле исполнения нормативно-правовых требований, но и на содержании программ аспирантуры. Обучение не должно превратиться в канцеляризм – людей нужно мотивировать, —  констатировал Дмитрий Шишкин.

Подводя итог заседания, председатель Экспертного совета Михаил Погосян отметил, что при реализации пилотного проекта производственной аспирантуры и формировании его нормативно-правовой базы важно учитывать мнения всех участников образовательного процесса — и непосредственно обучающихся, и специалистов, дающих знания, и их индустриальных партнёров, которые точно знают, с какими вызовами перспективно работать сегодня и какие задачи будет необходимо решать в ближайшем будущем для обеспечения технологического лидерства родной страны.

В этот день было

Первый полет по полному профилю сверхзвукового СВВП Як-141
Первый полет на спортивно-пилотажном самолете Су-26
Начало испытаний первого серийного турбореактивного двигателя "Олимп"