Путь к успеху: опыт студента МАИ на акселераторе

20 октября 2017
Путь к успеху: опыт студента МАИ на акселераторе

В МАИ недавно закончился акселератор IT-центра МАИ ФРИИ, в финал которого были отобраны всего десять проектов. Одним из участников мероприятия стал студент Московского авиационного института (национального исследовательского университета) Вячеслав Белкин. Корреспондент mai.ru пообщался с Вячеславом о разработке и её перспективах.

— Вячеслав, расскажите о Вашем проекте. Чему он посвящён? Какую проблему призван решить?

— Проект посвящён области беспроводных сенсорных сетей. Я разрабатываю программную платформу, которая в совокупности решает две задачи. Первая — это тулчейн (от англ. toolchain — набор необходимых пакетов программ для компиляции и генерации выполняемого кода из исходных текстов программ) для разработки приложений под семейство микропроцессоров MSP430 на Linux-подобных операционных системах. Вторая — стек (абстрактный тип данных, представляющий собой список элементов, организованных по принципу LIFO) коммуникационных протоколов. Именно он позволяет организовывать беспроводную сенсорную сеть.

Кратко описанная программная платформа — это моя основная разработка. Конечно, я не первый, кто этот проект реализовывал. Однако мой стек протоколов и тулчейн для разработки приложения обладает некоторой новизной и актуальностью на российском рынке. Это касается вопросов импортозамещения, ограничения использования зарубежных технологий в областях обороны и космонавтики.

Говоря о решаемых проблемах, могу сказать, что применение моей разработки весьма широко. Это, к примеру, область медицины — физиологический мониторинг состояния пациентов. Или космонавтика — мониторинг сейсмической активности на планетах и спутниках. Если говорить о насущных проблемах, то я считаю, что класс этих сетей может быть эффективно использован в транспортной инфраструктуре и в жилищно-коммунальном хозяйстве.

— Как зародилась идея проекта? Почему решили развивать именно эту тематику?

— На ФРИИ я пришёл с идеей мониторинга транспортных средств в масштабах отдельного дома или микрорайона. Проблема угона транспортных средств весьма актуальна. Идея состоит в том, чтобы за регистрационным номером транспортного средства были закреплены несколько узлов беспроводной сенсорной сети, которые спрятаны в глубинах деталей автомобиля. Эти сенсоры практически невидимы. Узлы миниатюрные, энергонезависимы от аккумулятора, способны работать без замены элементов питания в течение многих месяцев и даже лет. В процессе перемещения транспортного средства узлы обмениваются информацией с приёмником, передавая данные. Местоположение и состояние транспорта может в режиме реального времени отслеживать как владелец через мобильное приложение, так и страховая компания. Это альтернатива традиционным методам отслеживания с помощью GPS и ГЛОНАСС. Однако у моего подхода есть некоторые преимущества, связанные с энергонезависимостью, повышенной надёжностью и недорогой стоимостью узлов.

— С какими сложностями пришлось столкнуться в проекте?

— Технических сложностей много. И многие из них ещё не решены, несмотря на то, что своей научно-исследовательской работой (НИР) я занимаюсь уже более двух лет. Потихонечку список задач вроде как уменьшается, но появляются и новые — по-другому никак.

— Акселератор организует IT-центр МАИ совместно с ФРИИ. Какова составляющая IT-разработки в вашем проекте? Есть ли уже готовая программа?

— Приятно видеть проведение подобных мероприятий в стенах нашего вуза. Моя разработка пока на стадии научно-исследовательской работы, однако в ближайшее время, надеюсь, перерастет в НИОКР. Тут и могут помочь подобные фонды. Речь даже не о деньгах, хотя, конечно, без инвестиций, пусть даже малых, сложно.

На мероприятиях подобных ФРИИ можно получить ценные теоретические советы в вопросах коммерциализации НИР, детальный разбор проекта, выявление целевой аудитории, объём рынка, просчёт рисков и многое другое.

— Перспективы проекта. Как планируете выходить с ним на рынки?

— Моя текущая цель на ближайший год — это завершение части НИР. Просто иметь идею — мало. Нужно что-то, с чем можно было прийти и сказать: «У вас, ребят, неплохо, но у меня лучше». А для этого надо попотеть — получить научную новизну в своем проекте. Считаю, надо постоянно переключаясь смотреть на свой проект и с точки зрения учёного, и с точки зрения предпринимателя.

Беги и делай: определены участники второго этапа акселератора МАИ при поддержке ФРИИ

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров