Весенняя смена по математическому моделированию МАИ: итоги и планы

2 июня 2021

В Московском авиационном институте подведены итоги Весенней смены Молодёжной школы «Математическое моделирование». Уникальная программа, направленная на развитие компетенций студентов в области моделирования, прогнозирования, дефектоскопии, создания цифровых моделей, 3D-сканирования и распознавания, была запущена впервые. Она проходила с 24 по 31 мая в оздоровительно-учебном центре МАИ «Алушта» и объединила более 50 студентов, молодых специалистов и экспертов.

Разработкой программы и организацией смены занимались специалисты IT-Центра МАИ, института № 8 «Информационные технологии и прикладная математика», центров компетенций «Математическое моделирование» и «Беспилотные летательные аппараты». Партнёром школы выступил Институт системного программирования РАН.

Участники смены работали в командах над решением четырёх актуальных кейсов, поставленных центрами компетенций МАИ и ИСП РАН. Так, лучшее решение по кейсу «Цифровой двойник кампуса „Алушта“ с применением данных, полученных с БПЛА, и 3D ML» подготовила команда ITeam (институт № 8 и IT-магистратура «Виртуальная/дополненная реальность и искусственный интеллект» МАИ). Кейс «Дефектоскопия на основе компьютерного зрения» наиболее успешно решила команда Defectless (институты № 8 и № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность» МАИ). В работе по кейсу «Моделирование прогнозирования возникновения явления Эль-Ниньо с применением методов ML» преуспела команда Lambda (институт № 8 МАИ и Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26). А студенты из команды «MAI.Погода» (институты № 8 и № 6 «Аэрокосмический» МАИ) оказались лучшими в решении кейса «Моделирование процессов в ветропарках РФ с применением данных с метеостанций».

В общекомандном зачёте с большим отрывом победила команда Meta_cats, объединившая двух студентов IT-магистратуры «Технологии суперкомпьютерного моделирования сложных технических систем» (институт № 8) и двух четверокурсников института № 6 МАИ.

— Рынок современных беспилотных авиационных систем тесно связан с обработкой и интерпретацией данных, — прокомментировал заместитель директора центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Максим Калягин. — В этих вопросах мы опираемся на технологии IT-Центра МАИ. В рамках смены по матмоделированию специалистами центра были выполнены съёмки с беспилотных летательных аппаратов и подготовлены данные для создания цифровой модели Алушты. Часть данных была отработана на месте — получены облака точек, которые в дальнейшем будут преобразованы в mesh и текстуры. Полученные данные можно использовать для анализа состояния строений, объёма и численного состава растительности, обеспечения безопасности.

В ходе работы над кейсами участников консультировали эксперты из ведущих технических вузов России и инновационных IT-компаний. Также программа включила в себя тематические лекции, семинары, мастер-классы от представителей индустрии, командные игры и квесты.

— В школе было реализовано уникальное сочетание проектной работы, обучения и отдыха на природе на берегу Чёрного моря. Все участники смогли развить свои soft- и hard-скиллы за короткий срок. Отличное начало, готовы поддерживать подобные инициативы МАИ! — поделился руководитель проектов трайба ICE (Imnovation Coach Expertise) в МТС, один из экспертов школы Константин Архипов.

По словам директора IT-Центра МАИ Марии Булакиной, в дальнейшем проект будет развиваться.

— Весенняя смена школы «Математическое моделирование» — новая образовательная инициатива IT-Центра МАИ в формате проектно-образовательного интенсива, целью которого является прокачка скиллов по работе с данными, построению моделей и IT-разработке, — отметила она. — Кейсы от внутренних и отраслевых партнёров МАИ как нельзя лучше подходят для организации такой формы обучения. Мы намерены развивать полученные решения, как минимум, в рамках студенческих исследовательских работ. Также рассчитываем на востребованность выпускников школы в центрах компетенций МАИ: «Математическое моделирование» и «Беспилотные летательные аппараты». Мы планируем привлекать к будущим сменам новых партнёров, расширять тематики кейсов для отработки навыков применения методов матмоделирования, компьютерного зрения и 3D ML, увеличить время проектной работы, а также выстроить системную работу по развитию и внедрению полученных решений.

Программа школы ориентирована, в первую очередь, на студентов старших курсов бакалавриата.

— Мы рассчитываем увидеть ребят среди абитуриентов IT-магистратуры и продолжить развитие полученных решений в рамках образовательных программ IT-Центра, — добавила Мария Булакина.

В этот день было

Первый полет легкого многоцелевого самолета Ил-103
С орбитальной станции "Салют-7" запущен малый ИСЗ "Искра-2"
Родился летчик-испытатель Е.И. Фролов