В МАИ стартовала VI Международная неделя авиакосмических технологий
20 ноября 201919 ноября в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) стартовала VI Международная неделя авиакосмических технологий Aerospace Science Week (ASW), посвящённая 90-летию со дня основания МАИ.
В первый день мероприятия во Дворце культуры и техники МАИ состоялась пленарная сессия на тему «Применение искусственного интеллекта в аэрокосмической индустрии». Открыл дискуссию ректор МАИ Михаил Погосян, который рассказал об использовании искусственного интеллекта в аэрокосмическом секторе, а также новых подходах к инженерному образованию.
Модерировал сессию директор перспективных образовательных программ МАИ Дмитрий Кайсин, а постоянным экспертом дискуссии стал проректор МАИ по научной работе Юрий Равикович.
В дискуссии приняли участие эксперты от науки и промышленности. Научные институты на ASW представляли Сергей Стрижак (ИСП РАН) и Юрий Воробьёв (ИПУ РАН). Также на сессии выступили руководители двух центров компетенций МАИ: Дмитрий Стрелец (математическое моделирование) и Дмитрий Панюков (БПЛА) представили проекты, которые сегодня реализуются в университете по этим перспективным высокотехнологичным направлениям. Дмитрий Юрьевич рассказал о решениях в области искусственного интеллекта, которые центр компетенций под его руководством использует при решении различного рода инженерных задач связанных с большим данными. Дмитрий Николаевич в своём выступлении отметил новые проекты по доставке грузов с помощью беспилотников, а также рассказал об опционально пилотируемом вертолёте, разработкой которого сегодня занимается маёвский центр компетенций по БПЛА.
Об использовании искусственного интеллекта в задачах космической индустрии рассказал Пётр Лёвочкин, главный конструктор НПО «Энергомаш».
«Многие страны уже достигли того технологического уровня, который позволяет им серьёзно заниматься космонавтикой, причём не только на государственном уровне, но и силами частных компаний. Поэтому, чтобы обеспечивать выполнение национальных программ и оставаться конкурентоспособным на мировом рынке, продукцию нам необходимо создавать быстро, при этом качественно и дёшево. Делать это традиционными технологиями достаточно сложно, прежде всего, долго. Цифровые технологии позволяют тиражировать проверенные решения, применять новейшие наработки и материалы», — отметил Пётр Лёвочкин.
По его словам, АО «НПО Энергомаш» отвечает вызовам времени, и сегодня на предприятии внедряются процессы цифровой трансформации и Индустрии 4.0.
«Ещё одна важная задача, которую мы решаем совместно с МАИ — нейросетевое имитационное моделирование, а именно воссоздание процессов, которые позволяют на основе больших чисел прогнозировать характеристики разрабатываемого изделия», — рассказал главный конструктор АО «НПО Энергомаш».
Участникам сессии в режиме реального времени могли задать вопросы зрители ASW. Собравшихся интересовал самых широкий спектр тем для обсуждения с экспертами: это и применение цифровых технологий (в частности искусственного интеллекта) при проектировании многоразовых систем выведения, и разработка ракетных двигателей, работающих на новых видах топлива, и использование беспилотных летательных аппаратов для решения различных задач экономики и промышленности.
Те, у кого не было возможности лично посетить мероприятие, могли посмотреть трансляцию в прямом эфире. Также запись доступна для просмотра по ссылке.
По окончании пленарной сессии в МАИ состоялась защита конкурсных работ финального этапа конкурса «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики».
ASW проводится МАИ уже в шестой раз. В этом году партнёром мероприятия выступает Союз машиностроителей России. Приветствие участникам Международной недели авиакосмических технологий направил первый заместитель председателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв:
«Aerospace Science Week является значимым ежегодным научным авиакосмическим событием, эффективной площадкой для успешного взаимодействия между всеми участниками аэрокосмической отрасли, объединяет представителей научного сообщества, университетов, отраслевых корпораций, наукоёмкого бизнеса России и других стран. Только совместными усилиями можно создать инновационный продукт, который будет востребован на мировом рынке. Такой диалог служит мощным толчком к стремительному развитию авиации и космонавтики, способствует установлению новых взаимополезных контактов и успешному воплощению полученной теории в практику».