Путь из Москвы в Сочи маёвец преодолел на своих двоих

7 февраля 2014
Путь из Москвы в Сочи маёвец преодолел на своих двоих

2 февраля на северной границе Сочи, в районе Магри, завершился пробег Дмитрия Ерохина из Москвы в столицу Зимних Олимпийских игр 2014. Редакция NewRunners, которая с интересом следила за ходом ультрамарафона, решила поговорить с человеком, который сопровождал известного московского трейлраннера на протяжении всего пути. Студент 5-го курса Московского авиационного института (национального исследовательского университета) Алексей Меркулов рассказал нам о том, как оказался на трассе М4 «Дон» и чем занимался в течение 26 суток самого обсуждаемого отечественного ультрамарафона этой зимы. 

— Алексей, прежде чем задавать вопросы, хотелось бы поздравить с завершением ультрамарафона, полноправным участником которого вы являетесь. Опишите свои впечатления. Как вы себя чувствуете после такого приключения?

— Спасибо за поздравление! Забег «Москва-Сочи» оказался невероятно интересным событием. Я очень рад, что мне удалось присоединиться к Дмитрию Ерохину и проехать/пробежать вместе с ним всю дистанцию. Чувствую себя прекрасно, полон сил и энергии! Установил свой личный рекорд месячного набега — почти 700 км. Многие спрашивают меня о накопленной усталости, но могу честно признаться: совершенно её не ощущаю. Почти месяц забега пролетел как один день. 

— С чего всё началось? Как и почему вы стали напарником Дмитрия Ерохина в его ультрамарафоне?

— В конце 2013 года в магазине RunLab прошла встреча трейлраннеров: подводили итоги года, общались. От Дмитрия поступило предложение продолжить встречу в кафе за чашкой чая, но время было позднее, и откликнулись только Анна Фокина и я. В кафе я узнал о планах Ерохина. Восхитился. И сразу поинтересовался о сопровождении. В ответ услышал: «Бегу один». Несколько секунд я прокручивал в голове различные ситуации, которые могут возникнуть. Проанализировал свои возможности и предложил сопровождать на автомобиле. Дмитрий согласился, но сказал, что точный ответ даст после трёхдневной проверки по 70 км. 10 декабря получил сообщение со следующим текстом: «Решил. Бежим». На тот момент я уже был уверен, что единственный фактор, который может помешать (незакрытая сессия), будет решён. Экзамены проходили досрочно, поэтому в конце декабря я уже был свободен. Впереди меня ждали увлекательные каникулы, проведённые на трассе М4 «Дон». 

— Как вы готовились к этому путешествию? Всё ли удалось предусмотреть?

— Помимо стандартной подготовки (сбор вещей, проверка технического состояния автомобиля), немало внимания я уделил электронной технике. Так как на меня ложилось инфоосвещение забега, то необходимо было брать с собой всё, что может пригодиться. Самые важные гаджеты старался дублировать: два фотоаппарата (с запасными аккумуляторами), два телефона, две симки разных операторов. Нетбук был один, но Ерохин брал с собой планшет. Сразу хочется сказать об ошибке, допущенной мною. Надо было брать симку ещё одного оператора сотовой связи, так как пару раз мы оказывались в местах, где не было стабильного интернета ни у одного, ни у другого оператора. В идеале стоило воспользоваться спутниковым интернетом. 

— Пожалуйста, опишите свой обычный день в рамках ультрамарафона.

— В путешествиях каждый новый день не похож на предыдущий — эта истина, доступная каждому путешествующему. Тем не менее, постараюсь усреднить и рассказать то, что происходило с нами изо дня в день. Подъём был ранний, в 6:00. Затем завтрак. После я шёл к автомобилю, чтобы оценить погодные условия и определить температуру окружающего воздуха, сверяясь с показаниями на панели приборов. Я сообщал информацию Дмитрию, и мы приступали к сбору. В промежутке 7:00–7:30 выбегали. Я бежал с Ерохиным 10 км, затем разворачивался и бежал обратно к месту последней ночёвки, где меня ждал автомобиль. Во время совместной пробежки я занимался фото- и видеосъёмкой, поэтому бежал с рюкзаком, где лежало несколько флагов и зеркальный фотоаппарат. Примерно на 15-й день забега к содержимому рюкзака прибавились вещи: куртка и шарф на случай сильного встречного ветра. Интересная особенность, выявленная в ходе бега по трассе: бывало, бежим с Дмитрием, и кажется, что погода идеальная. Разворачиваюсь к машине и понимаю, что попутный ветер стал встречным — даже при небольшом минусе создавалось ощущение лютого мороза.

Вернувшись к месту старта бегом, я садился в автомобиль и ехал вперёд по трассе. Встречались с Ерохиным в районе 26-28 километра, договаривались о месте встречи (если оно было известно), я делал фотографии, видео и отправлялся на поиски мотеля для ночёвки.

Доезжая до мотеля, я решал организационные вопросы, разворачивался и ехал обратно, чтобы встретиться с Ерохиным снова и передать данные о месте ночёвки. Сейчас, наверное, многие подумали: «Зачем столько движений?» Тому есть простое объяснение: у Дмитрия с собой ни в один из дней не было сотового телефона — на трассе мы могли передать информацию друг другу только при личной встрече. Да и не было бы столь много разнообразных фотографий, если бы я не катался туда-сюда по трассе.

После передачи информации о месте ночёвки я возвращался в мотель и приступал к написанию своих впечатлений о прошедшем дне, публикации фотографий. Особенность финиша каждого дня — фото, сделанное на фоне мотеля. После ужина некоторое время сидел в интернете и ложился спать.

— Мы знаем, что в один из дней вы пробежали вместе с Дмитрием 62 км! Это ваш первый ультрамарафонский опыт? Легко ли он дался? Как давно вы сами занимаетесь бегом?

Начну отвечать с конца. Всерьёз занимаюсь бегом с июля 2013 года. До этого семь лет ходил в тренажёрный зал, занимался по шесть дней в неделю. Бегал на дорожке смешные дистанции (до 5 км) и считал, что больше нет смысла. Но потом узнал, что в Москве проводят соревнования по бегу. Идея пробежать марафон зацепила меня очень давно, но я не верил, что смогу это сделать. Пообщавшись со знакомым бегуном, поставил себе цель пробежать марафон.

Действительно, на 20-й день я пробежал всю дистанцию вместе с Ерохиным. Нет, это был не первый ультрамарафонский опыт. Насколько мне известно, приставка «ультра» добавляется, если дистанция составляет 50 км и более. Свой первый тренировочный ультрамарафон пробежал ночью 1 января. Стартовал в 00:34, когда большинство встречали Новый Год, а под утро вернулся домой. Маршрут: Тушино-Парк Горького-Красная Площадь-Тушино. Как говорится, как встретишь Новый Год, так его и проведёшь. Затем пятого числа на Вешняковском марафоне, организуемом Дмитрием, пробежал марафон на протокол, а потом ещё около 9 км как тренировку. За несколько дней до того, как решил бежать с Дмитрием полную дистанцию, я травмировал мышцу на правой ноге. Стал активно «забегивать» эту травму, но в день старта на 62 км впервые почувствовал неуверенность в себе. Однако, находясь рядом с Ерохиным, невозможно дать слабину.

Бежалось неплохо примерно до 17 км, затем боль начала прогрессировать, и я стал отставать от Дмитрия, как вдруг услышал от него: «Вспомни Ватракшина Валентина». Он тоже бежал первые два дня с Ерохиным, будучи травмированным. Зная, что травма не критичная и, стиснув зубы, можно перетерпеть, я продолжил бежать в темпе Дмитрия. К 20-му километру боль отпустила. Тут я понял, что нужно уметь «забегивать» травмы и иметь сильный характер, чтобы не сдаться. В этот день проходил марафон «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге. Если бы я сдался, то не смог бы себе простить.

После 20 км бежалось гораздо легче. Стал оглядываться по сторонам, интересоваться пейзажами, радоваться тому, как водители поддерживают нас: кто-то одобрительно поднимает руку, кто-то сигналит. В тот день запомнился дальнобойщик с иностранными номерами (к сожалению, не разглядел страну). Он сначала посигналил, а потом оторвал обе руки от руля и поднял их вверх. Помню, что у него была табличка «Edward» на лобовом стекле. Он искренне восхищался. Когда видишь радость на лице у водителей, ощущаешь неимоверный прилив сил.

Я переживал за перегон 52-62 км, боялся «стены». К счастью, я добежал до финиша 20-го дня без проблем и смог пройти тест «корточки»: присесть и встать. Общее самочувствие было в норме, хотелось есть.

— С какими непредвиденными трудностями вам пришлось столкнуться на трассе?

Трассу М4 «Дон» стараются сделать скоростной. Чтобы повысить скорость потока, необходимо уменьшать количество объектов придорожного сервиса. Из-за этого с нами произошёл один любопытный случай. В один из дней я подъезжал к мотелю, в котором заранее спланировал ночёвку, но не нашёл ни въезда, ни указателя — только сплошной отбойник, при этом было видно, что на территории работают люди. Сомнений относительно местонахождения не было, так как информация о мотеле, которую я нашёл, была свежая. Я оставил автомобиль на обочине, перелез через отбойник и спросил, как можно подъехать к мотелю. В ответ услышал, что мотель не работает, так как дорожные службы установили сплошной отбойник и въезд перекрыли. У меня в голове сразу прокрутились все возможные исходы этого дня: следующий мотель, который к тому же вызывал сомнения, был через 30 км, в таком случае дистанция возрастала до 90 км. Я узнал, что в мотеле работает отопление, и стал рассказывать хозяину про забег «Москва-Сочи» и о необходимости ночёвки. Недолго размышляя, он одобрил наше пребывание в мотеле, открутил часть отбойника и пропустил автомобиль на парковку. Даже привёз повара, который приготовил для нас ужин! В итоге мы ночевали в огромном мотеле вдвоём, главную дверь закрывали изнутри. В нашем распоряжении было четыре туалета, четыре душа и две стиральные машинки.

— Какие советы вы бы дали тем, кто хочет отправиться в подобное путешествие в качестве напарника? К чему нужно быть готовым?

— Сперва нужно определить, какие задачи придётся решать, и здраво оценить свои силы. Нужно быть гибким человеком, готовым найти выход из любой ситуации, уметь общаться с людьми и выполнять поступающие просьбы. Кроме того, следует быть предельно внимательным к самочувствию напарника и понимать, когда твой вопрос будет актуален, а когда лучше подождать. Общительным людям придётся научиться молчать и заменять живое общение виртуальным.

Не переоценивайте свои возможности. Если вы решите быть сопровождающим, свободного времени будет немного. Собирайте команду помощников, которые смогут обрабатывать массивы данных (фото, видео, текст). Если придётся организовывать встречи на трассе, научитесь жить не километрами, а населёнными пунктами. Мне до последнего дня забега не хватало этого навыка.

— Вы готовы повторить этот опыт в рамках нового забега? Можете поделиться своими планами?

— Да, я с большим удовольствием готов повторить этот опыт. Проанализировав ошибки, постараюсь сделать новый забег более интересно освещённым. Если у кого-нибудь возникнет желание совершить подобный ультрамарафон, и ему потребуется сопровождающий, то я готов помочь.

В ходе забега выяснился интересный факт: трейлраннер Василий Боков собирается пробежать в августе 900 км. У меня есть желание присоединиться к нему, но только в качестве бегуна, а не сопровождающего. Поэтому сейчас я перехожу на длительные тренировки с большим месячным набегом. Ближайшие старты на марафонах в Москве буду пробегать как тренировки.

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров