В МАИ появилась новая выпускающая кафедра по системам жизнеобеспечения, аэрокосмической медицине и экологической безопасности
13 декабря 2017Кафедра 614 «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» появилась в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) в начале 2017 года. Однако за плечами у неё довольно богатая история. Она стала преемницей сразу двух кафедр МАИ, существовавших в вузе ещё с советских времён. Одна из них — кафедра 503 «Экология и безопасность жизнедеятельности», которая входила в состав Инженерно-экономического института МАИ, была основана в 1945 году, вторая — 607 «Системы жизнеобеспечения» факультета № 6 «Аэрокосмический», была создана в 1970 году.
На Учёном совете МАИ обе кафедры были реорганизованы, а на их базе создана новая, которая стала основной выпускающей по направлениям подготовки, связанным с системами обеспечения жизнедеятельности пилотируемых космических аппаратов и экологической безопасностью аэрокосмической деятельности. О развитии кафедры мы поговорили с её заведующим, кандидатом экономических наук, доцентом, Почётным работником высшего профессионального образования России Андреем Сорокиным.
— Андрей Евгениевич, в 2017 в МАИ произошло слияние двух кафедр, входивших в состав разных факультетов,в одну. Как теперь удаётся в рамках кафедры «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» факультета № 6 «Аэрокосмический» МАИ объять область инженерных наук медицины, физиологии, психологии и экологии?
По предложению коллективов кафедр 607 и 503 Ученый совет МАИ принял решение назвать объединенную кафедру: кафедра 614 «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» факультета № 6 «Аэрокосмический». Такое решение не является случайным.
Современные производства, современные самолеты, ракетно-космические комплексы являются системами «человек — машина». Для эффективной работы такой системы при их создании необходимо:
- обеспечить жизнь человека, в том числе обеспечить его элементарные потребности;
- создать условия для плодотворной деятельности человека;
- снабдить человека средствами для плодотворной деятельности;
- среда, окружающая человека, должна благоприятствовать его жизни и деятельности;
- окружающая среда бывает неблагоприятной, порой агрессивной, в этом случае человека необходимо защитить, спасти.
Традиционно жизнеобеспечение, жизнедеятельность и безопасность человека рассматривались отдельно, не взаимосвязано. Жизнеобеспечение — отдельно, деятельностью человека занималась эргономика, безопасность также рассматривалась изолированно. Об экологии лет тридцать-сорок назад никто и не вспоминал. Сегодня такой подход неприемлем. В современном мире происходит конвергенция наук и технологий. Резко изменились условия производства и роль человека в производственных и технологических процессах. Производственные комплексы, летательные аппараты, будь то самолет, или космический корабль, станция должны рассматриваться как системы «человек — машина». Информационная перегрузка человека, неблагоприятные условия среды обитания для человека и многое другое, могут понизить эффективность, порой привести к срыву выполнения задачи, аварии или катастрофе с гибелью экипажа, персонала.
Сказанное выше диктует актуальность комплексного подхода к созданию технических систем, учитывающего человеческий фактор во всех его аспектах. Связь экологии с жизнеобеспечением, с безопасностью человека очевидна. Экология, как наука о взаимодействии природы и человека, рассматривает как воздействие человека и его деятельности на природу, так и воздействие окружающей среды на человека. В этом плане пилотируемый космический корабль следует считать эколого-технической системой. Интегрированными эколого-техническими системами будут и будущие обитаемые планетные базы. Зарождается новая научная область — космическая экология.
Объединение кафедр 503 «Экология и безопасность жизнедеятельности» и 607 «Системы жизнеобеспечения» призвано обеспечить выпуск инженеров, бакалавров и магистров, снабженных знаниями о человеке, о природе, о технических системах, куда относятся летательные аппараты, ракетно-космические комплексы, производственные комплексы; понимающих взаимосвязи человека, его возможностей, с природой, с технической системой; практикующих системный, комплексный подход к проектированию, производству и эксплуатации технических систем, самолетов, пилотируемых космических аппаратов.
Комплексный подход требует от специалистов по разработке систем жизнеобеспечения перспективных пилотируемых космических комплексов глубоких знаний в области физиологии, основ медицины, экологии, естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных и большого количества специальных дисциплин.
Объединённая кафедра 614 сохранила все направления подготовки (специальности) кафедр 503и 607. Никакой революции не свершилось. Учебные курсы и преподаваемые дисциплины сохранились, точно также, как и налаженный за долгие годы существования кафедр, учебный процесс. Теперь мы развиваемся под новым названием, но с актуализированными задачами. Главное для кафедры — выпуск высококвалифицированного инженера с широким кругом компетенций. Мы осуществляем подготовкув области проектирования, разработки и эксплуатации систем обеспечения жизнедеятельности, безопасности и спасения экипажей пилотируемых космических аппаратов, медицинского и инженерно-психологического обеспечения космических полётов, управления экологической безопасностью и обеспечения безопасных условий труда в аэрокосмической отрасли.
Нам удалось практически полностью сохранить кадровый потенциал реорганизованных кафедр, активно продолжают трудиться и нашли новые точки приложения своего уникального опыта такие признанные специалисты как профессора — Кудрявцева Н.С., Хаустов А.И., Строгонова Л.Б., Дайнов М.И., Бобе Л.С., Дворников М.В., Воронков Ю.И., Рожнов В.Ф., Алексеев В.А., Курмазенко Э.А., доценты —Пичулин В.С., Метечко Л.Б., Белозерова И.Н., Голованова Т.В., Курбатов Б.Е. и др., старшие преподаватели — Шангин И.А., Кабанов А.С., Юлдашев А.А. и др.
Особо хочу отметить весомый вклад в сохранение и развитие научно-образовательного потенциала объединенной кафедры: в области систем жизнеобеспечения —Пичулина Владимира Сергеевича, кандидата технических наук, доцента; в области экологической безопасности — Метечко Людмилы Борисовны, кандидата экономических наук, доцента.
С осени текущего года активно начался процесс омоложения состава научно-педагогических работников объединенной кафедры 614. Приняты на работу 4 работника в возрасте до 40 лет.
— Именно направления кафедры «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» стали одними из самых востребованных в эту приёмную кампанию. Чем объясните такой невероятный интерес абитуриентов?
Специальности, связанные с экологией и жизнеобеспечением, крайне востребованы и пользуются популярностью не только в МАИ. Во многом это связано с современными потребностями кадрового рынка в таких специалистах. Что касается экологии... Для технологий это сейчас мейнстрим. Мы всё чаще слышим понятия «зелёное топливо», «зелёный самолёт». Развивается быстрыми темпами индустрия электромобилей. Взять ту же «Tesla». Не таким далёким будущим представляется и реализация концепции «более электрического самолёта». Кроме того, экология проникает и в, казалось бы, напрямую несвязанную с ней область ракетного двигателестроения. Например, на смену «Протону» приходит ракета-носитель «Ангара», модульный носитель, использующий в работе двигательных установок чистые компоненты топлива керосин-кислород, которые не причиняют большого вреда окружающей среде и не могут привести к экологическим катастрофам. Поэтому специалисты, которые разбираются в том, как защитить человека и окружающую его среду от техногенного воздействия, будут востребованы промышленностью. Это понимаем и мы, и абитуриенты.
Всё более востребованными становятся такие направления как жизнеобеспечение и биотехнологии. Биотехнологии стремительно развиваются не только в авиации и космонавтике, но и в реабилитационной индустрии. То есть получается, что кафедра даёт студенту широкий спектруникальных знаний сразу в нескольких областях — инженерных систем, космической медицины, экологии. Ребята очень охотно поступают на обучение по направлениям подготовки кафедры. Так, среди учащихся первого курса есть студенты, включённые в федеральный реестр одарённых детей России.
— По каким основным специальностям идёт подготовка на кафедре?
Направления подготовки, реализуемые кафедрой, приобрели особую актуальность в связи с Указом Президента Владимира Путина о проведении в 2017 году Года экологии. Мы готовим бакалавров по направлению «Биотехнические системы и технологии», профили «Инженерное дело в аэрокосмической медицине», «Медико-техническое обеспечение ракетно-космических комплексов». Кроме того, кафедра выпускает бакалавров по направлению «Экология и природопользование», профили «Экологическая безопасность аэрокосмической деятельности», «Управление экологической безопасностью». Из стен МАИ, с нашей кафедры, выходят инженеры по специальности «Системы жизнеобеспечения, термостатирования и защиты ракетно-космических комплексов», а также магистры, обучавшиеся по программам: «Системы медико-технического и инженерно-психологического обеспечения ракетно-космических комплексов» и «Экологическая безопасность в авиастроении». Кроме того, возглавляемая мною кафедра ведет подготовку кадров высшей квалификации (аспирантура).
— Где смогут работать выпускники по окончании кафедры?
Знания, которые даёт МАИ и наша кафедра, открывают широкие горизонты перед маёвцами. Например, наши выпускники работают в подразделениях и службах Роскосмоса, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Министерства природных ресурсов и экологии России. Они без труда могут трудоустроиться (и трудоустраиваются) в консалтинговые и аудиторские фирмы, оказывающие услуги по экологической экспертизе, сертификации продукции, внедрению систем экологического менеджмента. Перед выпускниками кафедры открыты двери предприятий аэрокосмической отрасли, организаций, которые занимаются медицинским и реабилитационным оборудованием, системами обеспечения температурно-влажностного режима обитаемых космических и наземных объектов. Кроме того, свою карьеру маёвцы могут строить в сфере управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью на предприятиях различных отраслей экономики.
— Одно из направлений кафедры — медицина. Но медицина аэрокосмического профиля. В чём отличие в подготовке специалистов?
Аэрокосмическая медицина, хотя все же чаще применяется термин «космическая медицина», — это отдельная область знаний, которая, естественно, существенно отличается от обычной медицины. Хотя бы тем, что объектом её наблюдений и изучения выступает космонавт. А это человек особенный. Он работает на пике своих сил и возможностей. Значит, и следить за его здоровьем, психологическим состоянием, безопасностью в полёте должны «особенные» специалисты. Те, кто хорошо знают, что такое космический полёт и какие последствия для космонавта он несёт. Специалистов по медико-техническому и инженерно-психологическому обеспечению ракетно-космических комплексов готовит наша кафедра. Наши выпускники занимаются тем, что разрабатывают устройства, которые позволяют человеку выжить в космосе, поддерживать жизнь экипажу корабля, а также справляться с огромными нагрузками.
— Приближается Новый Год. Что бы вы хотели пожелать своим студентам?
—Студентам я бы хотел пожелать успешной реализации самых смелых инженерных идей и проектов. И, конечно, удачи на сессии.
На заметку
Кафедра приглашает:
- Абитуриентов,желающих избрать своей будущей профессией проектирование, производство и эксплуатацию систем жизнеобеспечения космических аппаратов, инженерное дело в аэрокосмической медицине,управление экологической безопасностью;
- Специалистов, желающих повысить свой профессиональный уровень в сферах экологического образования,управления экологической безопасностью,безопасности и спасения экипажей ЛА;
- Руководителей предприятий и организаций, желающих обсудить и выбрать необходимую темунаучно-исследовательских изысканий в области организации безопасных условий труда,разработки систем жизнеобеспечения,подготовки и проведения расчётов, оформления экологической отчетной документации предприятия.