МАИ и КнААЗ: объединяя усилия

13 мая 2021

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ) — одно из ведущих предприятий оборонного комплекса России. Сегодня завод является ведущей производственной площадкой основных перспективных продуктов Объединённой авиастроительной корпорации в военном сегменте Су-35 и Су-57.

Увеличение объёмов производства на КнААЗ требует дополнительных кадров, в том числе инженерных. К решению этой проблемы подключился ведущий университет России, готовящий кадры для высокотехнологичных отраслей, — Московский авиационный институт. О перспективах сотрудничества рассказал ректор МАИ Михаил Асланович Погосян во время визита в Комсомольск-на-Амуре.

Самый ценный ресурс — кадры

— Здесь, в Комсомольске-на-Амуре, расположено одно из самых динамично развивающихся производств авиационной техники. Это открывает новые возможности, объединив усилия, обеспечить реализацию тех задач, которые стоят перед заводом по развитию системы образования и привлечению на предприятие кадров, имеющих не только базовые знания, но и практические навыки. Такие цели ставит и Союз машиностроителей России, и ГК «Ростех».

Я вижу большую заинтересованность и со стороны завода, и со стороны моих коллег из МАИ. Есть хорошая основа для дальнейшего развития, тем более что КнААЗ — это одно из приоритетных предприятий Объединённой авиастроительной корпорации.

Важно, чтобы на КнААЗ приходили люди, которые будут принимать участие в решении новых задач, таких как формирование цифрового облика изделия, электронного паспорта изделия, что своевременно и востребовано практически всеми высокотехнологичными предприятиями. Это касается и роботизации процессов, требующих детальной точности, и внедрения конструкций из композитных материалов, и целого ряда других направлений. Освоение новых технологий — это непрерывный процесс, поэтому мы не можем позволить себе реализовывать модель догоняющего развития. Университеты и промышленность должны совместно формировать облик будущего отрасли через прогноз развития рынков, технологий и, как следствие, кадровой потребности.

Важнейшей задачей является реализация программ повышения квалификации для тех, кто уже сегодня работает на предприятии. Современные технологии требуют новых знаний и навыков от людей, занятых в авиастроении на всех этапах производства.

Начинать нужно со школы

— В 2019 году в структуре МАИ открыта школа — Предуниверсарий. Мы знакомим ребят с направлениями развития авиационных и ракетно-космических систем, IT-сферы, технологиями, которые будут определять будущее. Школьники занимаются проектной деятельностью, проектируют беспилотные летательные аппараты, программируют. Профориентация — один из ключевых факторов обеспечения отрасли высокомотивированными кадрами в будущем.

Мы обсудили с КнААЗ перспективы более тесного взаимодействия в рамках школьной профориентации и подготовки, чтобы дети могли осознанно подойти к выбору своей будущей профессии, которая им будет реально интересна.

Одно из основных направлений — тиражирование практик университета в рамках деятельности Предуниверсария МАИ и Детского технопарка «Траектория взлёта» с целью развития аналогичных направлений на базе имеющейся инфраструктуры в Комсомольске-на-Амуре.

Выпускники МАИ поедут на КнААЗ

— Мы ставим перед собой задачу начать формирование групп молодых специалистов, для которых первым местом работы после окончания университета станет Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Это не только первокурсники, но и студенты старших курсов, которые рассматривают для себя возможность трудоустройства на профильных предприятиях. Они уже подготовлены и могут достаточно быстро включиться в производственный процесс, без долгой адаптации.

Безусловно, важную роль играют те задачи, которые будут перед ними ставиться. Для того чтобы люди приехали в Комсомольск-на-Амуре, они, с одной стороны, должны иметь соответствующий уровень подготовки, с другой — им нужны определённые социальные условия, достойный уровень заработной платы. Поэтому мы взаимодействуем с заводом не только в части краткосрочных практик. Наша цель — сформировать долгосрочную программу привлечения ресурсов не только из Хабаровского края и Комсомольска-на-Амуре, но и из других регионов России для работы на одном из самых высокотехнологичных предприятий авиационной отрасли нашей страны.

Завтрашние потребности определяются сегодня

— Одна из важнейших задач вуза сегодня — это прогноз кадровой потребности и тех направлений подготовки, которые будут востребованы завтра высокотехнологичными отраслями. Это касается и аддитивных технологий, и композитных конструкций, и математического моделирования, и электрификации инженерных систем. МАИ по всем этим направлениям тесно работает с предприятиями, входящими в авиационный кластер Ростеха. Мы участвуем в формировании таких прогнозов, не дожидаясь, пока предприятия определят конкретные направления и требования, а вместе с ними создаём свое видение будущего. Под перспективные направления в МАИ разрабатываются гибкие образовательные траектории, модернизируются образовательные программы, чтобы наши выпускники обладали знаниями и навыками, которые будут необходимы в будущем и позволят им быть успешными на тех рабочих местах, куда они придут.

Будущее завода — в наших руках

— Безусловно, КнААЗ развивается. За последние годы заметно модернизировано механообрабатывающее и создано новое гальваническое производство, расширяется внедрение Lean-технологий.

Я думаю, что динамика развития Комсомольского-на-Амуре авиационного завода позволяет с уверенностью смотреть в будущее. Я точно убежден, что в дальнейшем КнААЗ должен этот высочайший уровень сохранять и приумножать. Мы все — Союз машиностроителей, ГК «Ростех», ОАК, ПАО «Компания «Сухой», МАИ, Комсомольский-на-Амуре государственный университет и другие партнёры — должны объединить усилия, внося свой вклад в решение этой важной задачи.

В этот день было

Первый полет УТС Як-130
Запущены восемь ИСЗ с помощью одной ракеты-носителя
День основания ОАО "МНПК "Авионика"