Из первокурсника в суперинженера: особенности целевого обучения КТРВ-МАИ

28 января 2021
Из первокурсника в суперинженера: особенности целевого обучения КТРВ-МАИ

Планируя своё будущее не только в рамках конкретной профессии, но и в определённой компании-работодателе, абитуриенты всё чаще задумываются о целевом обучении. Плюсы очевидны. Это и гарантированное трудоустройство, и плавная интеграция в производственный процесс, и дополнительная стипендия, и возможность совмещать учёбу с работой под руководством высококвалифицированных и опытных наставников.

Московский авиационный институт уже долгие годы активно сотрудничает с ведущими предприятиями оборонно-промышленного комплекса России, в числе которых АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).

Корпорация была создана в рамках реализации федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)» и во исполнение указа президента Российской Федерации Владимира Путина. Стратегической целью её создания стало развитие научно-производственного потенциала ракетостроения, обеспечение высокого уровня обороноспособности государства, мобилизация ресурсов для создания высокоточных управляемых ракет и комплексов вооружения воздушного, наземного, морского базирования, а также усиления позиций России на мировом рынке вооружений. В состав корпорации входит четыре десятка предприятий.

Сегодня в МАИ по целевым договорам с КТРВ обучается 94 студента, из них 21 – от головного предприятия (в их числе три аспиранта). В приёмную кампанию 2020 года в МАИ поступили шесть абитуриентов по целевым договорам с предприятиями корпорации, три из которых – от головного предприятия.

Целевое для целеустремлённых

Взаимодействие будущих студентов-целевиков и потенциальных работодателей начинается с Дней открытых дверей, организуемых МАИ. Активное участие в таких мероприятиях, помимо головного, принимают АО «ГосМКБ „Вымпел“ им. И.И. Торопова» (г. Москва), АО «ГНПП “Регион”», АО «ГосМКБ „Радуга“ им. А.Я. Березняка» (г. Дубна), ПАО «Салют» (г. Самара) и другие. Абитуриенты и их родители получают максимально подробную информацию об условиях обучения по целевому договору, возможностях дальнейшего трудоустройства и социальной поддержке, оказываемой молодым специалистам.

«Я познакомился с целевой программой от КТРВ на одном из Дней открытых дверей МАИ. Понял, что программа КТРВ-МАИ несёт большие плюсы: гарантированное поступление, дальнейшее трудоустройство и ясные перспективы будущей карьеры. В других вузах, в которых я был на Днях открытых дверей, не давали настолько открытой и подробной информации, как тут. Тогда я этому особого значения не придал, зато вспомнил ближе к середине 10-го класса, когда начал задумываться о своём будущем», — говорит студент 1-го курса кафедры 701 «Авиационные робототехнические системы» института № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы» Андрей Волков.

Андрей Волков

Подобные мероприятия помогают определиться с вектором дальнейшего развития целеустремленным ребятам. Заявляя свой интерес к целевой программе, они проходят качественный отбор, организованный предприятием, и в итоге на первый курс попадают наиболее мотивированные и заинтересованные в получении качественного высшего образования и достойной работы.

«Поняв, что я очень хочу попасть на целевое обучение, я начал с особым рвением посещать Дни открытых дверей МАИ в целом и института № 7 в частности, посетил выставку предприятий в МАИ, — признаётся Андрей. — На мероприятии я общался с представителями КТРВ, ещё больше убеждаясь в правильности своего выбора. Впоследствии я заполнил анкету на сайте компании и написал эссе. На какое-то время процесс замер. К моменту окончания 11-го класса я отправился, как и все, сдавать ЕГЭ. А потом, в один прекрасный летний день, мне позвонили из компании и сказали, что хотят со мной заключить договор. Я посоветовался с родителями, и мы единогласно решили, что это отличная возможность».

Возможности студентов и выпускников

Выпускники МАИ чаще трудоустраиваются на предприятия, входящие в состав КТРВ, на должности инженеров-конструкторов и инженеров-технологов, что обуславливается потребностью предприятий в молодых специалистах, обладающих соответствующими компетенциями.

«По поводу целевых обязательств перед корпорацией — отработать три года после обучения — я вижу только одни плюсы. Потому что, во-первых, сразу же по окончании университета ты получаешь хорошую и интересную работу с достойной зарплатой, во-вторых, имеешь возможность плавно погрузиться в рабочий процесс и построить хорошую карьеру. Корпорация даёт большие возможности. Начиная работать на предприятии с 3-4-го курса, у тебя есть все шансы на то, чтобы по окончании обучения получить повышение», — говорит студент 4-го курса кафедры 604 «Системный анализ и управление» института № 6 «Аэрокосмический» Никита Смоленцев.

Возможность работы во время учёбы — ещё один плюс целевого обучения. В соответствии с утвержденной генеральным директором корпорации программой взаимодействия предприятий КТРВ с вузами, организуются и проводятся встречи представителей предприятий с профессорско-преподавательским составом и студентами МАИ. Сотрудники корпорации рассказывают о возможностях и перспективах сотрудничества с предприятиями, включая совмещение учёбы и работы по индивидуальному графику, финансовую поддержку при приобретении или аренде жилья, участие в научных исследованиях и продолжение обучения в аспирантуре. Заинтересованные студенты устраиваются на практику с дальнейшим трудоустройством. 

Никита Смоленцев

Никита учится в МАИ, параллельно работая в опытно-конструкторском бюро корпорации.«Когда я решил попробовать совмещать работу и учёбу, мне предложили заниматься статической прочностью или тепловыми расчётами. Я выбрал второе. Моя нынешняя должность называется техник-конструктор второй категории. В первый же рабочий день мне назначили опытного наставника. Поскольку работа не связана с моим основным профилем, по которому я обучаюсь, учить меня пришлось практически с нуля. Конечно, практика имеет огромное значение. За полтора месяца вводной работы с наставником я получил огромный объём знаний. Работая менее трёх месяцев, я научился разбираться в нескольких очень сложных программах», — говорит маёвец.

Погружение в рабочий процесс ещё на этапе студенчества даёт возможность активного карьерного роста. Известно немало примеров, когда выпускники МАИ достигали впечатляющих результатов. Так, например, можно отметить выпускников кампуса МАИ на Оршанке (бывший ФГБОУ ВПО «МАТИ — Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского») Ивана Медведева и Антона Рака, которые за 7 лет работы в конструкторском бюро достигли должности ведущих конструкторов направлений.

Надпрофессиональные компетенции

Желание идти к намеченной цели и покорять профессиональные и карьерные высоты стимулирует студентов-целевиков к активной жизненной позиции в обучении и приобретению надпрофессиональных навыков.

«Конечно, амбиций много. Я бы хотел развить в себе конструкторские, исследовательские и изобретательские качества. Хотелось бы занять руководящую должность на предприятии. Есть в планах поступить в магистратуру и аспирантуру, продолжить научную деятельность, это очень манит, — говорит Андрей. — Пока всё время уделяю учёбе. Вошёл в состав сборной МАИ по физике, где мы с ребятами готовимся к предстоящим олимпиадам».

Никита использует свободное время для развития soft skills, в том числе лидерских компетенций. Так, в 2020 году молодой человек стал участником Всероссийского социального проекта «Наставники». Задача проекта — подготовить студентов на должности руководителей молодёжных проектов. В течение полугода он изучал предпринимательство, включающее проектную деятельность, брендинг и продвижение стартапа, ораторскую деятельность и навыки самопрезентации.

К активной жизненной позиции и развитию надпрофессиональных навыков ребят подталкивает и участие корпорации в формировании их жизненной траектории, которое начинается ещё на 1-м курсе.

«КТРВ уже сейчас старается принимать участие в нашем обучении, мотивации. Например, нас приглашали на очное мероприятие, связанное с обновлением кафедры. Там нам удалось поучаствовать в роли слушателей на открытой конференции, увидеть и лично познакомиться с руководящим составом корпорации, послушать, какие разработки ведутся совместно МАИ и КТРВ. Мы поняли, что для первокурсников, которые сегодня ступают на путь исследований и науки, есть большие возможности», — отмечает Андрей.

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8