Будущее беспилотных систем обсудили на международной конференции в МАИ

25 ноября 2020

Московский авиационный институт 24 ноября провёл 1-ю Международную конференцию «Беспилотные летательные аппараты». Площадка обсуждения комплексной повестки в области беспилотных авиационных систем (БАС) была организована в онлайн-формате. Мероприятие стало частью 19-й Международной конференции «Авиация и космонавтика» в качестве её пленарного заседания.

Конференцию «Беспилотные летательные аппараты» открыли доклады ректора Московского авиационного института Михаила Аслановича Погосяна, советника руководителя региона Пьемонт (Италия) по развитию аэрокосмического направления доктора Джованни Бертолоне, директора по инновациям АО «Вертолёты России» Андрея Борисовича Шибитова, директора по управлению проектами Национальной технологической инициативы (НТИ) Натальи Владимировны Эрдем, исполнительного директора АО «Концерн «МАНС» Михаила Игоревича Каневского. В основной части конференции прошли заседания по трём секциям: «Проектирование БАС», «Сертификация и инфраструктура БАС», «Применение и эксплуатация БАС».

Беспилотные системы в МАИ

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) сегодня являются одним из главных трендов авиационной отрасли, и маёвцы принимают непосредственное участие в развитии этой многогранной области инноваций. Как подчеркнул в своём докладе Михаил Асланович Погосян, до 2025 года мировому рынку беспилотных авиационных систем понадобится более 20 000 специалистов, и в МАИ действует комплексная система подготовки кадров, направленная на удовлетворение этой важной потребности.

Университет реализует программы дополнительного профессионального образования по эксплуатации малоразмерных БАС и подготовке операторов БПЛА, а также готовит специалистов в области беспилотных технологий по основным программам в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

За последние пять лет в МАИ разработано более 50 проектов перспективных БПЛА. С 2017 года в университете работает центр компетенции «Беспилотные летательные аппараты», который решает актуальные задачи, связанные как с генерацией новых технологий и коммерциализацией инноваций, так и с подготовкой кадров для рынка БАС. В составе центра создана Школа дронов — специализированная образовательная площадка, позволяющая не только на продвинутом уровне изучать беспилотные технологии, но и создавать уникальные летательные аппараты различных аэродинамических схем.

Конструированию, программированию и виртуозному управлению БПЛА учат также в Детском технопарке МАИ «Траектория взлёта», что даёт возможность выявить таланты в этой области ещё со школьной скамьи.

Точки роста

Участники конференции представили более 60 докладов, касающихся последних научных и технических достижений в области беспилотных авиационных систем, а также перспектив их развития.

Большой интерес слушателей вызвал доклад доктора Джованни Бертолоне, рассказавшего о новой инициативе в Северной Италии, так называемом аэрокосмическом городе (Città dell’Aerospazio). Проект, направленный на развитие инноваций в области беспилотных транспортных систем, объединяет национальное и региональное правительства, крупные промышленные структуры, образовательные учреждения, например Политехнический университет Турина, и высокотехнологичные стартапы. Ожидается, что сумма инвестиций в проект составит порядка 100 миллионов евро от государственных учреждений и столько же — от частных предприятий. Предполагаются и другие источники финансирования, в частности — в рамках плана восстановления экономик Европы, пострадавших от пандемии COVID-19. Джованни Бертолоне отметил, что проект открыт для международного партнёрства, подчеркнув, что диалог Туринского политехнического университета и МАИ уже начался.

Актуальная тема аэромобильности и работы холдинга «Вертолёты России» в этой области была затронута в докладе Андрея Борисовича Шибитова. В число бизнес-проектов холдинга входит создание системы «Аэротакси» в России. Широкую экспериментальную отработку системы планируется начать через 3–4 года, что позволит перейти к коммерческому использованию уже через 5–10 лет. Ожидается, что к 2030–2035 годам воздушный транспорт сможет частично заменить автомобильный, а ещё через пять лет аэротакси удастся перевести на электрические схемы энергоснабжения и беспилотную систему управления.

Также слушателям был представлен доклад по важной теме инфраструктурного обеспечения индустрии БПЛА. Михаил Игоревич Каневский рассказал о первом в России полигоне для испытаний и сертификации беспилотного авиационного транспорта. Проект позволит проводить ускоренную оценку лётной годности беспилотников за счёт сочетания натурных и виртуальных испытаний. Он будет реализован АО «Концерн «МАНС» совместно с ФГУП «ЦАГИ» и НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» в рамках развития рынка Аэронет Национальной технологической инициативы (НТИ). Отдельно роли НТИ в создании условий, необходимых для развития БАС, был посвящён доклад Натальи Владимировны Эрдем.

Конференция «Беспилотные летательные аппараты» стала завершающей в цикле из трёх тематических международных конференций, впервые организованных МАИ в этом году в рамках VII Международной недели авиакосмических технологий Aerospace Science Week. Темы новых конференций отразили важнейшие и перспективные направления научно-исследовательской и образовательной деятельности университета: БПЛА, математическое моделирование и композитные материалы.

Программу VII Международной недели авиакосмических технологий продолжают секционные заседания 19-й Международной конференции «Авиация и космонавтика».

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8