«Это фиаско, братан». Неудачи в первую сессию: кто виноват и что делать?
17 января 2018
Но если всё-таки что-то пошло не так, и сдать первую сессию оказалось несколько сложнее, чем это казалось «на берегу»? Доцент кафедры 514 Елена Витальевна Гриб подготовила для маёвцев очередную подборку рекомендаций, которые помогут эффективно справиться с неудачей и даже извлечь из негативного опыта пользу.
Как писал классик, «редкая птица долетит до середины Днепра». Так и студент, который ни разу не заваливал зачет или экзамен, тоже встречается нечасто. Я помню, как в первую же сессию не сдала латынь. Было много негативных эмоций: стыд, страх, вина, обида, злость, апатия...
Неудачи могут отрицательно повлиять на самооценку и уверенность в себе, сформировать представление о недостижимости целей. Они искажают восприятие, вселяют чувство безысходности и заставляют опустить руки.
Если студент плохо сдал сессию, он начинает сомневаться в своих способностях, а субъективная сложность учебной дисциплины повышается. Многие ребята, которые хорошо учились в школе, оказались не готовы к тому, что что-то могло не получиться с учебой, поэтому они растерялись. Некоторые первокурсники даже решают бросить учебу после неудачной сессии.
Завал на экзамене — это серьезная неприятность, но не катастрофа. Бывают в жизни неудачи и огорчения, но надо научиться с ними справляться. Тут и всплывают два извечных вопроса: кто виноват и что делать?
Первое — прекратить себя ругать. Второе — есть пересдача. Третье — вторая пересдача.
Как пишет психолог Людмила Петрановская, просто напомните себе, что экзамен — это только экзамен, а не проверка вашего права жить и назваться человеком, даже если от него многое зависит. У Пушкина, например, по алгебре была двойка.
Разрешите себе отступить, иметь право на ошибку. Полководец может проиграть сражение, но выиграть войну! Любая проблема в жизни — это не повод отчаиваться, а возможность взять ответственность за свое будущее, собраться, преодолеть трудности! Не случайно в спорте учат правильно падать, не только выигрывать, но и проигрывать. Это крайне ценный навык. Умение справляться со своим проигрышем поможет пережить как несданный экзамен по матану, так и еще очень многие экзамены в жизни. Взрослость предполагает умение справляться с неудачами.
Нас отличает друг от друга не то, как часто мы падаем, а то, сколько раз поднимаемся и как реагируем на падения. Реакции на неудачу могут быть конструктивными и деструктивными.
2 типа реакций на неудачу
Конструктивная реакция на неудачу предполагает не снижение, а наоборот, увеличение мотивации. Осознав допущенные промахи, человек прилагает еще большие усилия для достижения цели, а не прекращает деятельность. При конструктивной реакции неудача развивает личность, закаляет характер, увеличивает настойчивость. Конструктивно реагирующий на неудачу человек продвигается к цели постепенно, меняя тактику ее достижения.
Деструктивная реакция на неудачу связана со снижением самооценки («Я неудачник», «Мне это не дано»), формированием комплекса неполноценности, беспомощности («От меня ничего не зависит»). Такие чувства разрушают мотивацию, дезорганизуют и могут стать причиной полного отказа от деятельности. Кроме того, деструктивная реакция на неудачу может быть направлена не только на себя, но и на других, что проявляется в зависти, агрессии по отношению к более успешным товарищам. Деструктивная реакция активизирует бессознательные механизмы психологической защиты личности. Вместо анализа причин неудачи человек неосознанно начинает защищать собственное «Я».
- Одним из таких механизмов является например, рационализация, когда студент объясняет свою неудачу внешними обстоятельствами (препод «засыпал», билет неудачный попался, однокурсники не подсказали). Такое объяснение помогает временно избежать снижения самооценки, но истинные причины неудачи не осознаются, а значит, не делаются соответствующие выводы.
- Ещё один механизм психологической защиты личности называют вытеснением. Человек старается забыть (вытеснить в подсознание) всё, что связано с неудачей. Естественно, что и в этом случае причины неудачи не анализируются. В результате он повторяет одну и ту же ошибку. Самый эффективный способ лечения психологических травм, наносимых неудачей, это извлечение из неё пользы. Неудача — это возможность начать снова, но на этот раз более разумно.
Тактика работы с неудачей
Проанализируйте то, что привело к «неуду». Честно ответьте себе на вопрос: что я сделал хорошо, а что — нет. Как я учился в семестре, как готовился к сессии, чего не хватило: времени на подготовку, усилий, концентрации внимания, низкая мотивация, переоценка своих возможностей и так далее. Продумайте план дальнейших действий, что можно исправить, изменить.
Не бойтесь подойти к преподавателю за советом. Поверьте: препод — тоже человек. У него нет задачи «завалить» вас специально. Студент, который хочет исправить неуд не за счет давления («я же учил», «я ходил», «а Васе вы поставили»), жалости и других манипуляций, а честно готовый к работе над ошибками, вызывает уважение. Постепенно вы найдёте правильное решение. Плюсы: лучше после первой сессии понять, что это не твой вуз, не твоя специальность, чем после пятой...
Если чувствуете тревогу, панику — ищите поддержку, поговорите с кем-то о ваших страхах. И ещё: если у вас болит зуб, все знают, что разговоры с друзьями не помогут, все равно придется идти к врачу. Так и с психологическими проблемами: если вы не можете справиться с тревожным состоянием, чувствуете беспомощность, ощущение тупика, то обращаться надо к специалистам-психологам. Например, специально для студентов МАИ психологи кафедры 514 организуют такие тренинги и индивидуальные консультации.