Аспирант МАИ представил свою работу на Всероссийском студенческом форуме IT AVIA

30 ноября 2015
Аспирант МАИ представил свою работу на Всероссийском студенческом форуме IT AVIA

На прошлой неделе в Ульяновске состоялся завершающий этап Всероссийского студенческого форума IT AVIA, посвящённого инновационным инженерным решениям в авиационной отрасли.

Главная цель IT AVIA — выявить лучшие научно-инновационные разработки, выполненные студенческими объединениями по заказам предприятий авиационной отрасли. Наш корреспондент поучаствовал в самом зрелищном мероприятии форума — конкурсе студенческих проектов, который проходил на базе Ульяновского госуниверситета.

Модель вертолёта и универсальная оснастка

На самом деле участники, приехавшие в Ульяновск из самых разных городов России, уже прошли определённый отбор, так что компетентное жюри выбирало лучших из лучших. Мы, в свою очередь, расскажем о наиболее ярких разработках начинающих инженеров.

К примеру, аспирант из Московского авиационного института Алексей Иванов поведал о «технологиях 3D-прототипирования для создания вариативных моделей вертолётов». Говоря проще, аспирант сконструировал модель вертолёта Ми-171 (размером в 20 раз меньше, чем «настоящий») и предложил использовать её для исследования в аэродинамической трубе. Соль в том, что металлическая «игрушка» во всём подобна оригиналу, на неё можно устанавливать самое различное подвесное оборудование, в том числе военного назначения. Испытания в аэродинамической трубе позволяют понять, как себя поведёт реальная машина в различных условиях полёта.

Не менее интересную инновацию предложил студент УлГУ Александр Мешихин. Его идеи — естественно, с помощью более старших университетских коллег, уже активно применяются на АО «Авиастар-СП».

«Нужно было произвести более 90 новых самолётов Ил-76МД-90А на „Авиастаре“. Соответственно, необходимо изготовить около 9 тысяч единиц станочной оснастки. Альтернатива такова: либо оснастка создаётся на неразборно-сборочном приспособлении (НСП) либо на универсальной сборно-разборной оснастке (УСП). Главное отличие между этими способами — в цене и точности обработки», — поясняет Александр.

В его проекте предложено использовать именно УСП. Это, с одной стороны позволяет применять менее квалифицированный труд (как оказалось, на «Авиастаре» не так много слесарей высокой — б-й — категории). С другой — существенно сэкономить: достаточно сказать, что ожидаемый финансово-экономический эффект от проекта Мешихина — 74 миллиона рублей.

Ультразвук против дефектов

Жюри заинтересовали идеи и другого студента УлГУ — Анара Кулиева. Вместе со своими научными руководителями он разработал несколько уникальных методик, позволяющих проводить ультразвуковое «сканирование» (акустическую спектроскопию) поверхности различных деталей самолёта.

Главное преимущество такого метода в том, что невидимые глазу дефекты выявляются без какого-либо изменения или разрушения проверяемых деталей.

Тему высоких космических технологий затронул в своей презентации представитель Томского государственного университета управления и радиоэлектроники Сергей Артищев. Область его интересов — автоматизированные системы контроля компонентов информационных магистралей космических аппаратов.

«Проблема заключается в том, что раньше не существовало российской измерительной системы, которая позволяла бы выполнить полный перечень тестов мультиплексного канала обмена информацией космического аппарата. Зарубежные аналоги также не могли провести полные тесты, кроме того, этот процесс занимал почти шесть часов. Мы разработали систему, с помощью которой можно получить полный пакет тестов и затратить в шесть раз меньше времени», — уверяет Артищев.

Стоит добавить, что на форуме также выступили молодые технические гении из Иркутска, Уфы и Оренбурга. Все работы подробно обсудили, был высказан ряд критических замечаний.

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8