Профессор MIT Алессандро Голкар прочитал лекцию в МАИ

30 июня 2015

Сколтех

26 июня на Аэрокосмическом факультете МАИ прошла лекция преподавателя Массачусетского технологического института, заместителя директора Космического центра Skoltech (директора группы SIRG) Алессандро Голкара. На лекции присутствовали студенты и преподаватели факультета. Модератором лекции выступил заведующий кафедрой 601 «Космические системы и ракетостроение» МАИ, академик РАН Олег Алифанов.

Алессандро Голкар рассказал о проекте своей группы — федеративных спутниковых системах и о лаборатории, созданной в Сколтехе.

Эта лаборатория — первая в России, где много различных специалистов могут одновременно работать над одним прототипом (например, ракеты), в частности, специалисты по аэродинамике, двигателям и так далее.  На стенах лаборатории — экраны, где каждый из команды разработчиков может видеть, что происходит с макетом. Такое удобное взаимодействие стало возможным благодаря использованию облачных технологий. Преимуществом этой лаборатории является то, что специалисты разного профиля могут одновременно работать и тестировать модель. Конечно, похожие лаборатории существуют в NASA, ESA, RAL Space, но это лаборатории более сложных задач и более специфичные, и получить доступ к ресурсам этих лабораторий не так просто.

Когда уже после лекции началась череда вопросов, один из преподавателей спросил, почему бы не наладить сотрудничество между факультетом и Сколтехом. Алессандро ответил, что Сколтех будет рад взаимодействовать с МАИ в данном направлении. Необходимо отметить, что в данном случае лаборатория выступает как бесплатная образовательная и научная база для подобных исследований.

Федеративные спутниковые системы

Далее доктор Голкар рассказал о проекте своей команды — федеративных спутниковых системах. По ходу рассказа он коснулся и технических вопросов создания этой системы, и процессов разработки, а также рассказал о преимуществах системы. «Когда вы начинаете разработку чего-либо, спросите себя: это даст какую-либо выгоду, будет ли это рентабельно, имеет ли это смысл?» — настаивал он. В подтверждение необходимости ответов на такие вопросы, он привёл кейсы, где наглядно показал перспективы проекта. К примеру, подобная система может принести выгоду до 15 млн евро в год. «Выгода в проекте ФСС происходит за счёт того, что конечный пользователь данных сам «генерирует запрос» и, соответственно, платит за использование ресурса спутника. Здесь можно провести аналогию с Google Adwords. Так происходит ценообразование на использование.

В ходе рассказа о ФСС д-р Голкар очень часто проводил аналогии с интернет-системами: «В апреле 2015 года мы провели эксперимент с воздушными шарами. У нас была наземная станция и 2 воздушных шара, которые взаимодействовали между собой по разным протоколам, и мы намеренно делали задержку по передаче данных. Каждый из них был в какой-то момент источником данных. Почему мы решили провести именно такой эксперимент? Ведь особенность заключается в том, что надо наладить контакт между объектами, которые двигаются относительно друг друга. Главное здесь — иметь связь с земной станцией. Если она есть, то найти объекты, с которыми связь потеряна, можно через объекты, с которыми связь есть. В этом заключается трудность. Однако тут есть вещь, которая облегчает нам жизнь — мы можем предсказать движение спутников по орбите».

Вопросы и живое общение

После лекции студенты и преподаватели МАИ задавали лектору вопросы. Студенты спрашивали, в основном, о перспективах, преподавателей же, как глубоких специалистов, интересовали, в большей степени, технические вопросы о работе лаборатории и спутниках.

В завершение Алессандро сказал, что будет очень рад видеть студентов МАИ в Сколтехе и отметил, что уже сейчас там более 500 студентов (в том числе аспирантов и докторантов) и около 50 профессоров. Наиболее развиваемыми направлениями, к которым можно присоединиться сейчас, профессор назвал робототехнику и телеметрию.

В этот день было

Начало летных испытаний пассажирского самолета Ан-38-100
Первый полет палубного истребителя МиГ-29К
Лётчики И. В.Вотинцев и Н.Ф. Садовников на самолёте Т10У-2 (Су-27УБ) завершили беспосадочный перелёт