Метеодрон, VR-тренажёр и электросонар: объявлены победители конкурса «Я — конструктор будущего» МАИ и СоюзМаш

14 ноября 2025
Метеодрон, VR-тренажёр и электросонар: объявлены победители конкурса «Я — конструктор будущего» МАИ и СоюзМаш Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

14 ноября в Московском авиационном институте подвели итоги Всероссийского конкурса для школьников «Я — конструктор будущего», организованного университетом в партнёрстве с Союзом машиностроителей России. Мероприятие прошло в рамках Всероссийского форума «Научно-техническое развитие и задачи глобального лидерства».

В конкурсе участвовали ученики 7–11-х классов российских школ, представившие более 160 технологических проектов. В рамках работы форума с 10 проектами, вышедшими в финал конкурса, ознакомились заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, ректор МАИ Михаил Погосян, президент Лиги содействия оборонным предприятиям, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенёв, губернатор Тульской области, член Бюро Союза машиностроителей России Дмитрий Миляев, заместитель председателя комитета по кадрам Союза машиностроителей России, директор по управлению персоналом Госкорпорации «Ростех» Юлия Цветкова.

В рамках защиты проектов экспертное жюри определило трёх победителей. Оценка работ основывалась на том, насколько чётко сформулированы цели и задачи проекта, степени актуальности проекта, обоснованной анализом рынка, доли творческого подхода, а также готовности участников дать точные и взвешенные ответы на вопросы экспертного жюри. Помимо этого оценивались материал прототипов, качество сборки, применяемые технологии.

№ 1 – Метеодрон

Первое место на конкурсе досталось учащемуся челябинской школы № 56 и воспитаннику детского технопарка «Кванториум» Никите Голубицкому с проектом дрона для сбора метеоданных.

— Квадрокоптер способен автономно подниматься на высоту до 10 км и передавать данные через радиоканал на низких частотах, переводя их в красивые и понятные графики. Это даёт преимущество перед метеозондами: устройство мобильно, может долго работать на заданной высоте и передавать информацию в реальном времени, — рассказал победитель.

Устройство прошло испытания в Челябинске и уже нашло практическое применение. Его внедрила компания «Курсир», специализирующаяся на разработке и производстве инновационных решений для проведения лётных измерений систем навигации и посадки в аэропортах с использованием БЛА. Сейчас школьник разрабатывает для дрона комплекс навигации без GPS на основе инерциальной системы с коррекцией через ИИ.

№ 2 – VR-тренажёр

Второе место заняла команда школьников из Кирова в составе Никиты Мерзлякова и Фёдора Палицына из Лицея информационных технологий № 28 и Александра Муравьёва из школы № 70, представивших симулятор сборки беспилотников в виртуальной реальности. Проект представляет из себя VR-тренажёр, с помощью которого любой пользователь по инструкции может не только создать беспилотники различных модификаций, но и протестировать их в виртуальных полётах. В настоящий момент прямых аналогов симулятора сборки и управления БЛА не существует.

– Наш проект почти полностью завершён. Надеемся, что в будущем симулятор станет полезным инструментом при обучении в школах и вузах, – отметил Никита Мерзляков.

№ 3 – Электросонар

Третье место было присуждено за проект, выполненный командой московской школы № 138 в составе Арины Коноваловой, Даниэля Хуснутдинова и Екатерины Чернышовой. Они представили систему помощи людям с нарушениями зрения в формате электронного сонара.

Устройство позволяет снизить вероятность столкновения с препятствиями, угрожающими верхней части туловища и голове слабовидящих людей. Его принцип работы основан на оповещении пользователя об угрозах, обнаруженных с помощью сканирования пространства лазерным лидаром. Преимущества заключаются в помехоустойчивости относительно других видов детекторов, простоте и интуитивности использования и низкой стоимости компонентов.

Награждение победителей

Награды победителям в торжественной обстановке вручил Владимир Гутенёв. Авторы лучших проектов получили грамоты и ценные призы. Помимо этого они смогут воспользоваться дополнительными баллами при дальнейшем поступлении в МАИ.

Конкурс «Я – конструктор будущего» проводится Московским авиационным институтом совместно с Союзом машиностроителей России. Мероприятие является частью программы учебно-методического центра подготовки инженерных кадров для авиастроительной отрасли, который в этом году был создан на базе МАИ при поддержке Минобрнауки России в рамках реализации федерального проекта «Разработка важнейших наукоёмких технологий и опережающая подготовка и переподготовка квалифицированных кадров по направлению транспортной мобильности» национального проекта технологического лидерства «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». Деятельность центра направлена на трансформацию системы инженерного образования, разработку новых программ и развитие компетенций преподавателей профильных университетов для кадрового обеспечения задач авиационной индустрии.

В этот день было

Первый полёт ночного боевого вертолёта Ми-28Н
Первая рулежка стратегического бомбардировщика Ту-160
СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации