Кого, куда и зачем: в МАИ рассказали о перспективах суборбитальных пассажирских перелётов

16 июня 2025
Кого, куда и зачем: в МАИ рассказали о перспективах суборбитальных пассажирских перелётов Фото: Изображение сгенерировано нейросетью Freepik

Существует мнение, что пассажирские суборбитальные перелёты из точки А в точку Б могут стать реальностью. Но при каких условиях такое возможно? Существуют ли технологии, благодаря которым можно реализовать идею, и каким должен быть летательный аппарат, способный за короткое время преодолеть расстояние в половину земного шара? На сложные, но оттого не менее интересные вопросы дал ответ доктор технических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой 614 «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» Московского авиационного института Александр Белявский. 

В мире есть несколько энтузиастов, замахнувшихся на суборбитальные перелёты. Но пока речь идёт лишь о космическом туризме. Как вы считаете, будет ли развиваться это направление в контексте коммерческих перевозок?

Сразу оговорюсь, что выскажу исключительно личное мнение. Итак, давайте порассуждаем. Суборбитальный полёт производится космическим аппаратом, к которому предъявляются такие же высокие требования, как к аппарату, который выходит на орбиту. Стоимость его создания очень высока. И, что самое важное, он требует специфической инфраструктурной подготовки и специфического обслуживания для проведения запусков. Так, даже если допустить развитие этого направления, то непонятно, откуда будут взлетать пассажирские корабли и куда они будут приземляться — космодром с обслуживающей инфраструктурой в каждом городе построить просто невозможно. В России их в принципе всего три: Восточный, Плесецк и Байконур. И даже если корабль взлетит с Байконура – дальнейшая его судьба неизвестна.

Приведу в пример электропоезд «Сапсан». Что выгоднее для пассажира: самолёт или «Сапсан»? Самолёт из Москвы в Санкт-Петербург летит 40 минут, а поезд идёт три часа. Но если мы говорим о самолёте, то надо учесть время на дорогу до аэропорта (минимум час), в аэропорт надо прибыть за два часа до посадки, час на получение багажа, час езды от Пулкова до центра города. Сколько мы набрали? Около шести часов. И это против трёх на поезде. Выходит, на самолёте из Москвы в Петербург полетят только большие любители авиации. 

То же самое с суборбитальными летательными аппаратами. С точки зрения коммерческого перемещения пока это смысла не имеет. А с точки зрения туризма… Конечно, в космос слетать — это мечта всех мальчишек и девчонок. А вот купил билетик, быстро слетал, испытал отвратительные состояния, стал обладателем сертификата, подтверждающего, что ты космонавт, получил всё что хотел — за это люди готовы платить деньги. И пока это так, компании будут отправлять туристов в космос. 

А как вы относитесь к идее Илона Маска о выпуске пассажирского суборбитального летательного аппарата, способного за несколько часов преодолеть расстояние в половину земного шара?

Технически это полная безграмотность. Суборбитальный полёт — это выход в космическое пространство. Виток вокруг Земли космический аппарат на низкой орбите совершает за 108 минут, делим пополам, получается 54 минуты. А почему аппарат Маска будет лететь дольше? Почему аппарат такой медленный, ведь космическая скорость фиксирована — 7,8 км/с? 

Предположим, его компания разработает транспортный корабль, и? Откуда будет вылетать этот суборбитальный пассажирский аппарат, а куда приземляться? Пассажир должен будет приехать на Канаверал, чтобы потом из точки прибытия добираться в пункт назначения? 

Надо сказать, что популистские идеи Илона Маска часто технически не проработаны. И как специалист я это вижу и удивляюсь. Например, разговоры о колонизации Марса. Илон Маск обещает запустить тысячу космических аппаратов к Красной планете… А вы знаете, сколько времени человек может провести в космосе без специальной защиты? Излучение убьёт его за три года. Таким образом, полёт на Марс и обратно с посадкой там как раз в это окно и укладывается. 

Есть лишь один вариант пребывания на Марсе — жить в норах, не выходя на поверхность, потому что радиоактивное излучение накапливается, и оно убьёт человека. То же касается и лунных поселений: это жизнь под землёй с редким выходом в открытое пространство и обязательным ношением дозиметров, которые будут показывать, сколько облучения получил человек и когда его надо возвращать на Землю. 

Так вот, возвращаясь к поселениям на Марсе: получается, что поселенцы будут вымирать каждые три года. И что же, каждые три года сюда будут доставлять новую группу? Впрочем, эта программа действительно обсуждается всерьёз. Но мы-то с вами понимаем, что не посоветовался Маск со специалистами по системам жизнеобеспечения перед тем, как презентовать проект. 

Примерно в таком же состоянии сейчас находится идея запуска суборбитального пассажирского самолёта. Кого, откуда и куда он будет перемещать? 

А с точки зрения технологий — реально реализовать подобный проект?

Технически реализовать его можно. И сейчас идёт активная работа по космическим суборбитальным кораблям, причём делается упор на то, чтобы сделать их многоразовыми. 

Но если идёт работа в данном направлении, значит, спрос есть и это кому-то нужно?

Конечно. Космические технологии — на границе нашего познания. Отодвигая эту границу, человечество развивается. Вот главный результат этих работ. Эти технологии будут использоваться и в пилотируемой, и в беспилотной авиации. Это прогресс, которым мы занимаемся.

К слову, космические туристы, которые покупают билет на суборбитальный аппарат, поддерживают прогресс, инвестируют в него. 

Вы бы отправились в суборбитальный полёт?

Конечно, да. 

А если допустить, что пассажирские суборбитальные перелёты всё же получили развитие и стали массовыми, насколько велико может быть влияние на экологию?

Ракетный комплекс — это система, которая включает в себя очень мощные производственные предприятия, космодромы с чрезвычайно сложной инфраструктурой. Далее — запуск корабля: он подразумевает использование большого количества компонентов топлива, что выбрасывается в атмосферу. Так что, несомненно, влияние будет огромно. 

И, тем не менее, отрасль развивается и будет развиваться дальше…

Конечно. Человечество должно развиваться. И туристы голосуют рублём, покупая билет и отправляясь в путешествие на границу космоса или в космос. Мы желаем завоевать галактику, а технические работники задумываются, как это можно сделать.

В этот день было

Впервые в истории совершен беспосадочный кругосветный перелет на аэростате в одиночку
Состоялся первый полет первого серийного штурмовика Су-25
Первый полет прототипа противолодочного самолета Ту-142