«Сигнал» к действию: руководитель СКБ-4 МАИ — о научном творчестве студентов

10 января 2024
«Сигнал» к действию: руководитель СКБ-4 МАИ — о научном творчестве студентов

Увлечённость своим делом не редкость среди учёных. Но как зарождается энтузиазм исследователя? Чаще всего ключевую роль в этом играют повстречавшийся на пути наставник и возможность испытать свои способности на практике.

Одно из мест в МАИ, где с первых курсов можно проявить себя в науке, — студенческое конструкторское бюро «Сигнал», действующее в институте № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность» (СКБ-4). Его руководитель — старший преподаватель кафедры 410 «Радиолокация, радионавигация и бортовое радиоэлектронное оборудование» Василий Егоров — с большим вдохновением помогает студентам найти интересные им направления и сделать первые шаги в профессии. О работе СКБ-4 и студенческих проектах поговорили с Василием Егоровым в интервью.

Василий, расскажите о студенческом конструкторском бюро «Сигнал». Кто здесь работает, в каких направлениях ведёте работу?

Работу СКБ-4 курируем я и моя коллега, магистрантка МАИ Мария Золотенкова. К нам приходят студенты первых курсов: слушают здесь лекции, учатся базовым инженерным навыкам, схемотехнике, публичным выступлениям, написанию научных статей. Мы ставим им задачи — создать устройство, реализовать теоретические идеи на практике, и с каждым годом они растут и развиваются как профессионалы, создавая интересные проекты.

Расскажите о самых успешных и перспективных проектах бюро, о ваших и студенческих достижениях.

Эти проекты не суперсложные с научной точки зрения, базовая идея не требует финансовых вливаний. Они стартуют от какой-то фантазии, а когда она реализовывается, мы порой и сами по-хорошему удивляемся. И вот тут как раз и рождается наука, ведь появляется предмет исследования.

Один из наших проектов — прибор, предназначенный для поиска неисправностей в различных технических системах при помощи ультразвука, — родился из очень интересной идеи. Однажды мы со студентами были в Институте имени Сеченова на кафедре нормальной физиологии, где есть виварий. Там мы узнали, что крысы общаются в ультразвуке: у них есть свой язык, который человек не слышит. И нам стало интересно послушать, как же они общаются. В итоге мы создали устройство, которое переносит ультразвук в слышимый человеком спектр. И когда мы это сделали, услышали ультразвук, который издаёт техника. Студент Дмитри Горобец заинтересовался этим направлением и создал устройство, диагностирующее с помощью ультразвука поломки приборов или утечки газа.

Кстати, помните выражение «крысы первыми бегут с корабля»? Его наделяют какой-то мистичностью. А на самом деле изношенная конструкция перед тем, как появляются трещины, начинает издавать ультразвук. Вероятно, крысы как раз его и слышат.

Когда гнёшь лист металла много раз в одном и том же месте, он начинает пищать в ультразвуке, прежде чем сломаться. Это мы слышим в нашем приборе. Многие процессы, связанные с усталостью металла, появлением трещин, утечкой газа мы можем предсказать с помощью разработанного устройства.

У вашего СКБ есть проект по передаче информации через розетку...

Да, верно. В обычном случае домашние приборы, которые составляют систему умного дома, включены в розетку и используют радиоканал для сообщения. Но возникает проблема: когда весь дом умный, со всех сторон идёт электромагнитное излучение, и человек живёт как в микроволновке. И это, прежде всего, вредно для человека. А ещё приборы начинают друг другу мешать, больше требуется частотных полос, увеличивается сложность и стоимость таких устройств.

Мы же работаем над организацией управления устройствами с помощью сетей электропитания. Создаём прототип модема. Это российская разработка, которая в нашей стране может эффективно применяться, которая будет адаптирована к местным сетям и помехам. Этот проект мы назвали «Умная дача». Он предназначен для автоматизации дачных участков: контроля температуры в комнатах, проветривания парника, мониторинга угарного газа, дыма — всё это соединяется в один центр, включается в сеть электропитания, устройства коммуницируют между собой, чтобы сделать дачу безопасной и современной.

Какой ещё проект могли бы выделить?

Акустическая система позиционирования. Она нужна для того, чтобы с помощью звука с точностью до миллиметра определять положение в пространстве. Работает как локальная навигация для оснащения ангаров, складов. Такой системой может быть оборудован робот для ориентации в помещении. Также система будет актуальна в секторе строительства, поможет измерять расстояния, углы и так далее, делать план дома с деталями интерьера.

Планируете развивать проекты до конечного продукта? Или это всё же научные работы?

С одной стороны, проекты прикладные и предполагают реализацию в виде изделия. С другой стороны, в рамках этих проектов есть и научная работа. Например, когда мы работали над проектом акустической системы, вдруг открылся новый аспект, связанный с физикой газа. И это совершенно новое направление по анализу воздуха, которое может быть актуально для космических исследований или для контроля качества воздуха на борту МКС. Вообще, наука есть везде.

Вы стараетесь создать что-то уникальное или совершенствовать существующие процессы?

Создание чего-то нового на острие науки — не главная задача для нас. Как правило, мы берём существующую тему, стараясь доработать её и пойти при этом нестандартным путём — это наше кредо.

Какие планы у бюро?

Последний год мы активно прорываемся в науку, делаем публикации. Наши работы интересны, востребованы. Ведь бюро существует 10 лет, и мы достигли должного уровня, стали по-настоящему опытными. В планах — делать публикации, принимать участие в конференциях, выставках, работать с заказчиками, которым актуальны наши проекты.

Радует, что количество желающих стать частью СКБ-4 растёт с каждым годом, и мы планируем развиваться и привлекать новых студентов. А новые студенты — это новые идеи, новые взгляды, достижения.

В этот день было

Получен сертификат типа на ТВлД ТВЗ-117
Первый полёт Т6-8М
Первый полет прототипа многоцелевого транспортного вертолета одновинтовой схемы Ми-8