Победы в гонках дронов и патент на беспилотник: интервью со студентом МАИ

5 сентября 2023

Cпециалист дирекции «Аэромобильность», студент института № 1 «Авиационная техника» МАИ Эдуард Сухарев рассказал о том, что собой представляют соревнования беспилотников, что является залогом победы и какими навыками надо обладать, чтобы стать профессионалом в этой отрасли.

—Эдуард, откуда такой интерес к БПЛА? Как давно увлекаетесь беспилотниками?

Беспилотниками увлекаюсь с 10 лет. Первый свой аппарат собрал в 13 лет, ну а участвовать в соревнованиях начал с 14. За это время я стал двукратным чемпионом чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) в компетенции «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» в юниорской и взрослых категориях, награждён в номинации «Прорыв года». Кроме того занимаюсь проектной деятельностью: разработал два коптера — сельскохозяйственный, с которым выступал на различных конференциях, и обучающий программируемый коптер SmartEduDrone с методическим пособием. В июле этого года получил на него патент и планирую участвовать с ним в студенческом конкурсе «Твой Ход».

— Разработка коптеров — это часть образовательного процесса в институте?

Нет, это моя инициатива. Ведь я со школьных лет увлечен этой темой, всегда занимался проектной работой. А как студент МАИ участвую в разных конкурсах и конференциях, например, недавно в «Гагаринских чтениях» занял второе место с проектом обучающего квадрокоптера.

— Как возникла идея разработанных вами коптеров?

Сельскохозяйственный коптер я разработал ещё в школе: была идея создать компактный и простой квадрокоптер, доступный каждому, с помощью которого можно было бы распылять удобрения и пестициды у себя на даче в труднодоступных местах. Ведь промышленные коптеры огромные, стоят дорого и обычному пользователю недоступны.

А вот идея обучающего коптера родилась не так давно. Я обучаю школьников пилотированию, проектированию БПЛА, готовлю их к чемпионатам «Мастерята», «Профессионалы» (бывший WorldSkills). И обучающие коптеры, которые сегодня есть на рынке, достаточно дорогие. Мне захотелось создать коптер, который будет дешёвый, простой в ремонте, программируемый, чтобы на нём можно было обучать школьников и не зависеть от комплектующих производителя: распечатать необходимую деталь на принтере, отремонтировать аппарат и дальше им пользоваться. Во время обучения коптеры ломаются, и это нормально, нужен доступ к запчастям, но они стоят дорого, потому данный коптер стал идеальным решением.

— Как планируете развивать разработки?

Сельскохозяйственный коптер пока останется в единичном экземпляре. А вот обучающий коптер планирую развивать дальше и со временем выходить на рынок с серией: сейчас пишу ПО для него, но предстоит доработка, сертификация, продвижение, поиск партнеров, оборудования и материалов для серийного производства.

— Вы работали над ним самостоятельно?

Да, я работал и над одним, и над другим аппаратами один. Но на данном этапе планирую привлечь команду: это будут студенты МАИ, МГТУ им. Баумана.

— Из последних ваших достижений — это победа в нескольких дисциплинах на форуме «Архипелаг-23». Что собой представляет форум?

Форум «Архипелаг» — грандиозное мероприятие всероссийского уровня для всех, кто интересуется беспилотной авиацией. Он проходил в Новосибирской области и включал в себя выставку отечественных дронов, различные соревнования, конференции, образовательные мероприятия и мастер-классы.

— В каких дисциплинах участвовали и с какими летательными аппаратами?

Я участвовал с личными самосборным 5-дюймовым коптером для фристайла и самосборным гоночным коптером. В личном зачёте я участвовал в дисциплинах «Фристайл на FPV», «Сброс снаряда на наземную мишень» и «Ну, погоди!». А в командном принимал участие с командой МАИ в «Гонке автономных БВС». Кроме того, я принимал участие в соревнованиях «Технический симулятор дрон-рейсинга» и «Сдача ТехноГТО Аэро».

— Расскажите о каждой подробнее.

Я победил в дисциплине «Фристайл на FPV» со своим самосборным аппаратом. Здесь нужно было пролететь трассу за ограниченное время и продемонстрировать максимальное количество элементов, при этом связав их в одну красивую картинку.

Так, у фристайл-пилотов есть элементы Flip, Powerloop (переворот на 360 градусов), Juicy flick, Vanny roll (полёт задом-наперёд с выполнением фигур высшего пилотажа), Inverted yaw spin (поворот на 180 градусов в перевёрнутом положении). Можно просто делать фигуры в воздухе, но со стороны это не будет зрелищно. Во фристайле важно уметь грамотно использовать препятствия. Например, я влетаю в ворота, после делаю переворот на 360 градусов, дальше лечу задом к флагу, облетаю его, делаю полет на ноже сквозь щель — это получается эффектно и красиво: я обхожу препятствия и делаю при этом сложные элементы. Порядок выполнения элементов не важен, главное правильно их использовать.

В «Сбросе снаряда на наземную мишень» я использовал аппарат организаторов (это был коптер чуть больше, с другими настройками, скоростью и т. д.) — нужно было взлететь, пролететь в зону сброса и максимально точно попасть в мишень.

В «Ну, погоди!» по полигону ездила радиоуправляемая подвижная платформа, необходимо было взлететь, пролететь в зону сброса, найти платформу, попасть в мишень на ней.

В «Гонке автономных БВС» нужно было запрограммировать коптер так, чтобы он автономно пролетел трассу за минимальное время. Трасса круговой траектории включала в себя несколько ворот и флагов: нужно было, чтобы коптер самостоятельно мог пролететь все ворота и флаги и прилететь обратно без столкновений. Это было командное соревнование, и наша команда получила бесценный опыт программирования дрона.

В «Техническом симуляторе дрон-рейсинга» необходимо было пролететь трассу в акробатическом режиме (полностью ручной режим управления коптером Acro) и показать максимальный результат.

— Что помогает добиваться успеха в подобных соревнованиях?

Стрессоустойчивость: ведь когда волнуешься, дрожат руки, полёт получается неровный — это некрасиво, есть шанс падения. Настойчивость, уверенность в себе, быстрота реакции, ловкость, хорошая координация движений.

— В чём заключались основные сложности?

Трасса не была известна заранее: нужно было импровизировать и лететь так, чтобы это выглядело красиво и было понятно обычному зрителю.

— Каков был уровень участников?

Достаточно высокий, туда пришли профессионалы. По баллам и уровню пилотирования мы шли очень плотно. Во фристайле решающим был всего один элемент.

— Управление дроном: как быстро этому можно обучиться?

Много зависит от личных способностей и целеустремленности человека. Базовые навыки можно получить и за неделю. Но нет предела совершенству: нужно постоянно повышать свой уровень, набираться опыта не только пилотирования, но и программирования и т. д. Потому я бы сказал, год и более. Например, если исходить из моего опыта преподавания, то для освоения пилотирования в Acro-режиме школьникам требуется около 100 часов. А вот чтобы пойти на соревнования, нужно тренироваться гораздо больше, нарабатывать опыт, не бояться разных коптеров, спокойно взаимодействовать с ними.

— В каких соревнованиях вы бы еще хотели поучаствовать?

Соревнования бывают разные: гонки, программирование, в целом связанные с профессией оператора дрона. Для студентов и школьников есть чемпионат «Профессионалы» (бывший WorldSkills) — здесь проверяют знания и навыки в комплексе: умение собирать коптеры, настраивать, программировать, летать и т. д. Есть соревнования по гонкам, которые проводят Всероссийская лига гонок дронов RDR и официальная российская лига по дрон-рейсингу Drone Sports Global.

Во многих соревнованиях я уже поучаствовал. И хотел бы продолжать участвовать, в частности, в мероприятиях Drone Sports Global.

— Отличается ли управление малым дроном по сложности от более габаритных?

Есть, например, съемочный DJI, есть гоночный, который летает по трассе, а есть большой грузовой. Так вот сложнее управлять гоночным — это полностью ручное управление в акробатическом режиме. А большие аппараты, как правило, летают автономно, при необходимости оператор может перехватить управление, и по сложности это будет как управление обычным съёмочным дроном.

— Что дало вам участие в форуме?

Соревновательная часть даёт возможность показать мастерство и сравнить себя с другими участниками, получить новый опыт пилотирования и программирования. Выставка даёт возможность увидеть достижения отрасли. Образовательная часть — новые знания. В целом, форум даёт возможность познакомиться с новыми единомышленниками, увлеченными беспилотной авиацией, и обменяться опытом.

— Какие дальнейшие планы? Планируете связать свою жизнь с БПЛА?

Конечно, буду продолжать развиваться в области БПЛА. Моя жизнь навсегда связана с небом, и в будущем я бы хотел создавать новые модели БПЛА и делиться опытом с другими.

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8