В центре «Авионика» МАИ разрабатывают «умные» бортовые системы
27 апреля 2022В Московском авиационном институте создан центр компетенций «Авионика». Специалисты подразделения и студенты МАИ ведут здесь разработку и испытания авиационного оборудования и участвуют в перспективных проектах.
Центр задействован в реализации стратегического проекта «Будущие аэрокосмические рынки — 2050» в рамках программы «Приоритет-2030». Проект предполагает достижение университетом лидерства в прорывных технологических направлениях развития аэрокосмической индустрии, в том числе в системах авионики.
— Потенциал центра заключается во взаимодействии опытных специалистов отрасли и студентов. Талантливые ребята участвуют в одних проектах с квалифицированными экспертами, а подкованные, компетентные руководители работают вместе с одарённой молодёжью — такое сочетание может дать прекрасные результаты, — отмечает инженер центра «Авионика» Глеб Боярский.
Сейчас в работе центра компетенций «Авионика» МАИ, к примеру, стенды для Уральского завода гражданской авиации и Улан-Удэнского авиационного завода, конструкторская документация по SSJ New и прототип систем управления бортовым комплексом на основе регистрации взгляда пилота.
Студенты сами ведут разработку и испытания авиационного и аэрокосмического оборудования. В частности, одна из перспективных задач маёвцев — исследование возможности управления функционалом бортового радиоэлектронного оборудования с помощью системы регистрации взгляда.
— Мы предлагаем метод управления через трекеры взгляда. Есть два варианта исполнения системы отслеживания взгляда: стационарный прибор, размещённый на приборной панели, и система, установленная на шлеме пилота. В настоящий момент мы используем стационарно размещённую систему, но для самолёта, вероятно, система будет устанавливаться в шлеме: видеокамеры или иные сенсоры будут отслеживать положение глаз пилота. Направление взгляда рассчитывается из данных о положении глаз и головы. Затем данные передаются в бортовой комплекс, и управление осуществляется по аналогии с компьютерной мышью, — рассказывает Глеб Боярский.
Та же самая технология лежит в основе системы объективного контроля качества работы экипажа и является частью концепции следящей за оператором системы искусственного интеллекта на борту.
— Если пилот неадекватно реагирует на сигнализацию со стороны бортового комплекса, если смотрит не на те показатели или не может найти нужный параметр, то система понимает, что пилот не справляется, и управление частично или полностью переходит к автоматике, — говорит Глеб Боярский.