90 лет со дня рождения выдающегося создателя вертолётов, выпускника МАИ Марата Тищенко

18 февраля 2021
90 лет со дня рождения выдающегося создателя вертолётов, выпускника МАИ Марата Тищенко Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

18 февраля исполнилось 90 лет со дня рождения одного из прославивших Московский авиационный институт выпускников — Марата Николаевича Тищенко, выдающегося советского и российского конструктора вертолётов, известного учёного в области аэродинамики и проектирования винтокрылых летательных аппаратов, академика РАН, главного и генерального конструктора Московского вертолётного завода им. М. Л. Миля, который в настоящее время вошёл в структуру Национального центра вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова.

Связь с авиацией, которая стала смыслом жизни Марата Николаевича, началась ещё в школе. Тогда он увлёкся авиамоделизмом, начал собирать различные модели самолётов и вертолётов, посещал Центральную станцию юных техников. Как и любые дела, за которые брался Тищенко, увлечение переросло в личные победы и достижения. Так, уже будучи студентом МАИ, он продолжил занятия в кружке авиамоделизма и стал рекордсменом мира по авиамодельному спорту в классе моделей вертолётов.

«Увлекался моделизмом, построил модель, которая установила мировой рекорд продолжительности полёта для модели вертолёта с механическим двигателем, впервые утверждённый FAI (Международная федерация аэронавтики) в 1954 году. Это меня затянуло в вертолёты. Через 50 лет после этого, в 2004 году, в период преподавания в университете штата Мэриленд (США), я построил такую же модель вертолёта, но с радиоуправлением, и все удивлялись этому. В этот же кружок авиамоделизма в МАИ ходила студентка факультета вооружения Валентина Корнеенкова, с которой мы познакомились и вместе уже с 1957 года», — вспоминал Марат Николаевич.
Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Учёба в МАИ и начало карьеры

В МАИ Марат Николаевич поступил в 1950 году, а спустя всего три года стал студентом новой, организованной в институте, кафедры вертолётостроения. Годы в университете пролетели незаметно, ведь Тищенко полностью отдавал себя учебному процессу.

«В МАИ поступали люди, мечтавшие о самолётах и ракетах. Марат был, наверное, единственным, кто пришёл в институт убеждённым вертолётчиком, кто изначально решил посвятить свои способности делу вертолётостроения. К началу учёбы он уже много знал о вертолётах, принципах полёта винтокрылой машины, её истории, конструкции, аэродинамике. <...> Буквально сразу сокурсники признали его лидером, авторитетом. Он стал Сталинским стипендиатом», — вспоминал одногруппник Тищенко, автор альманаха «Мир вертолёта» Юрий Эзекейлевич Савинский.

В 1956 году, окончив МАИ с отличием, Тищенко начал свою трудовую деятельность в должности инженера бригады аэродинамики в вертолётостроительном опытно-конструкторском бюро, которым руководил Михаил Леонтьевич Миль. Три года спустя Марата Николаевича назначили начальником бригады аэродинамики. В это время проходили лётные испытания вертолёта Ми-6, в ходе которых были выявлены значительные расхождения лётно-технических характеристик вертолёта с имеющимися расчётными данными. Для решения этой проблемы Тищенко разработал новый метод и программу расчёта на ЭВМ аэродинамических характеристик несущего винта вертолёта. Многие алгоритмы этой программы до настоящего времени используются в практической работе конструкторского бюро имени М.Л.Миля.

Незаурядные способности

В 1963 году Тищенко был назначен начальником отдела перспективного проектирования ОКБ и участвовал в разработке компоновок, эскизных и рабочих проектов вертолётов Ми-10, Ми-2, Ми-7, Ми-8, В-12, Ми-14, Ми-24. В этом же году его назначили заместителем главного конструктора по вертолёту В-12. Первый полёт оказался неудачным, после чего вертолёт был доработан и успешно прошёл весь комплекс лётных испытаний. В 1971 году вертолёт В-12 был показан на Парижском авиационном салоне, а создатели вертолёта получили приз имени И.И. Сикорского «За выдающиеся достижения в области проектирования вертолётов».

«Михаил Леонтьевич Миль быстро разглядел в Марате Николаевиче Тищенко незаурядные способности и вскоре после его поступления в ОКБ назначил своим заместителем. Одним из главных качеств Марата Николаевича, наряду с творческими способностями и полной самоотдачей делу, являлась безусловная порядочность», — писал Савинский.

70-е и 80-е годы в истории Московского вертолётного завода им. Миля по праву называются «эпохой Тищенко». В 1970 году, после смерти Михаила Леонтьевича Миля, Марат Николаевич был назначен главным конструктором и руководителем конструкторского бюро. Среди основных его работ этого периода следует отметить разработку основных модификаций вертолёта Ми-24 (Ми-24А, Ми-24Д, Ми-24В, пушечный вариант Ми-24П, вариант для разведки Ми-24К, вариант для химической и радиационной разведки Ми-24Р), доводку и завершение лётных испытаний противолодочного вертолёта-амфибии Ми-14.

Много времени и внимания Тищенко уделял созданию вертолёта Ми-26, который до настоящего времени является самым большим вертолётом в мире по грузоподъёмности. За создание этого уникального по своим транспортным возможностям вертолёта и реализацию заложенных в него принципиально новых проектно-конструкторских и технологических решений Марат Николаевич был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архивМарат Николаевич Тищенко: 1957, 1970, 1982 годы

Миссия: быть человеком

Марат Николаевич Тищенко был непосредственным участником и одним из руководителей ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Особую роль в операции сыграли вертолёты «Ми». Сбрасывание с вертолётов в реактор специальных материалов позволило остановить ядерную реакцию. В рекордные сроки вертолёты Ми-26 были переоборудованы для обработки поверхности земли составом, препятствующим распространению радиоактивной пыли. Помимо Ми-26, для дезактивации зараженных районов работали вертолёты Ми-8 и Ми-24. Кроме того, специальные вертолёты Ми-24 вели контроль радиоактивного заражения местности.

«Порядочность — это высшее качество человека. Он может быть некоммуникабельным, неинтеллигентным, он может быть недобрым даже, но если он порядочен, то это уже очень много. <...> Что должен генеральный конструктор знать, делать, уметь? Генеральный конструктор должен быть инициатором многих творческих начал в его коллективе. Это одна из важнейших задач! Генеральный конструктор должен уметь преодолеть себя и не навязывать свои личные решения коллективу как оптимальные. Генеральный конструктор должен обладать даром предвидения, без этого очень трудно наметить правильную перспективу», — говорил Марат Николаевич Тищенко.

Изобретатель, учёный, руководитель

В 1981 году Тищенко был назначен генеральным конструктором ОКБ имени М.Л.Миля. Под его руководством были разработаны проекты аппарата с поворотными винтами Ми-30, сверхтяжёлого трёхвинтового вертолёта Ми-32, грузоподъемностью 50 тонн, начата разработка проекта транспортного вертолёта Ми-38. В первой половине 80-х годов начались работы по вертолёту Ми-34, который предназначался для аэроклубов и спортсменов-вертолётчиков. Под руководством Тищенко были разработаны системы снижения инфракрасного излучения двигателей ТВ2-117, защиты топливных баков от взрыва, усиленного вооружения и ряд других усовершенствований вертолётов семейства Ми-8, Ми-24 и Ми-17.

Ещё с 1972 года Тищенко начал проработку концепции боевого вертолёта нового поколения — «летающего танка» для поддержания пехоты на поле боя. В 1978 году она была реализована в вертолёте Ми-28, который по мощи вооружения и бронированию не имеет себе равных.

В 1982 году Марат Николаевич защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук, посвящённую методологии создания транспортных вертолётов большой грузоподъёмности, а позднее был избран членом-корреспондентом и действительным членом Академии наук СССР.

С 1977 года Марат Николаевич начал работать по совместительству на кафедре вертолётостроения МАИ, а также руководил филиалом кафедры на МВЗ им. М. Л. Миля. С 1985 по 1987 год руководил по совместительству кафедрой «Проектирование вертолётов» МАИ.

В 1992 году Тищенко ушёл в отставку с поста генерального конструктора, перейдя на должность консультанта, а в 2007 году перешёл на постоянную работу в МАИ в должности профессора. Он стал автором нового курса лекций «Проектирование вертолётов», который читал для студентов вертолётостроительной специализации, руководил дипломниками, разработал и внедрил в учебный процесс программу по выбору параметров вертолёта одновинтовой схемы, написал учебно-методическое пособие по практической работе с этой программой. В 1999-2000 годах Тищенко по приглашению Мэрилендского университета (США) руководил дипломным проектированием американских студентов по вертолётной тематике.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архивПосле чтения лекции, май 1997 года. Работа Марата Николаевича Тищенко в МАИ на кафедре «Проектирование вертолётов»

Марат Николаевич поддерживал и развивал научно-практическую конструкторскую школу Миля, а также подготовил целую плеяду квалифицированных и талантливых специалистов. С 1995 по 2003 годы Тищенко руководил проектированием лёгкого многоцелевого вертолёта Ми-60 МАИ, который разрабатывался совместно МАИ и МВЗ им. М.Л.Миля при участии крупнейшего отечественного вертолётостроительного предприятия АО «Роствертол». Проект вертолёта был удостоен золотой медали на Всемирном салоне изобретений «Brussel Eureka 97» (Бельгия, Брюссель, ноябрь 1997 года) и серебряной медали на Международном салоне изобретений «Arkhimed-98» (Кипр, июнь 1998 года). Полноразмерный технический макет вертолёта Ми-60 МАИ, выполненный с использованием компьютерных технологий, был представлен на Международном авиакосмическом салоне «МАКС-2001» (г. Жуковский, август 2001 года).

В 1993 году по инициативе и непосредственном участии Тищенко было создано Российское вертолётное общество, президентом которого он был избран. За прошедший период обществом были проведены 12 Международных научных форума по проблемам вертолётостроения.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архивМарат Николаевич Тищенко на Девятом форуме Российского вертолётного общества

«Тищенко выполнил глубокие исследования в области аэродинамики несущего винта, существенно обогатил и уточнил картину вихревой пелены, разработал новые методы расчёта характеристик лопасти, исследовал соотношения веса и прочности вертолётных конструкций. Вертолёты, созданные под его руководством, в частности, гигант Ми-26, подтвердили его статус генерального конструктора. Многолетнее руководство большим производственным хозяйством подтвердило статус ответственного руководителя», — отмечал в своих воспоминаниях о Марате Николаевиче Юрий Эзекейлевич Савинский.

За выдающийся вклад в развитие отечественной авиационной науки, техники и промышленности Марат Николаевич Тищенко удостоен Звезды Героя Социалистического труда, Ленинской премии, двух Орденов Ленина и многих других почётных званий и наград. В 1995 году удостоился высшей награды Американского вертолётного общества (AHS) — приза имени доктора Александра Клемина «За выдающиеся достижения в прогрессе винтокрылой авиации», в 2008 году — Российской независимой премии «Триумф» в номинации «Механика и технические науки».

В этот день было

Открытие 2-й Международной выставки и научной конференции по гидроавиации «Геленджик-98»
Первый полет опытного боевого самолета Су-30МКИ
Запуск КК «Союз ТМ-19»