МАИ выступит интегратором логистического стартапа

19 июня 2020
МАИ выступит интегратором логистического стартапа

В Центре беспилотных летательных аппаратов Московского авиационного института приступили к созданию технологического стартапа по доставке промышленных грузов весом до 150 кг с помощью беспилотных летательных аппаратов. Коммерческие грузовые перевозки планируется запустить в 2021 году. При этом МАИ намерен выступать в новой для себя роли технологического интегратора. Идея принадлежит инженерам Центра БПЛА МАИ.

Конъюнктурная оценка рынка беспилотных летательных аппаратов свидетельствует, что беспилотная доставка грузов в России имеет достаточно высокий потенциал. Это именно та новая продуктовая ниша, где есть большой спрос и почти нет конкурентов. Данный вывод подтверждает компания J’son & Partners Consulting, которая занимается исследованием всех сегментов рынков телекоммуникаций и информационных технологий. В 2018 году объём глобального рынка беспилотников составил 9,54 млрд долларов. При этом только малая часть этих средств — 120 млн долларов — приходится на беспилотные грузоперевозки. J’son & Partners Consulting прогнозирует, что объём глобального рынка БПЛА к 2024 году увеличится почти в три раза, до 25,46 млрд долларов.

Очевидное достоинство перевозки с помощью беспилотников в сравнении с традиционными способами доставки — относительная дешевизна перевозки небольшого груза в зонах с полным или частичным отсутствием инфраструктуры. Там, где вертолёту для доставки лёгкого груза требуется от 100 до 500 и более тысяч рублей за один лётный час, беспилотник обойдётся от 19 до 26 тыс. рублей за час полёта. Для сравнения, если для доставки лёгкого груза вертолёт обойдётся в сумму от 100 до 500 и более тыс. рублей за один лётный час, то беспилотник — от 19 до 26 тыс. рублей.

По прогнозам, осуществление перевозок с помощью беспилотников наиболее эффективно в топливно-энергетической сфере. Нефтегазовым компаниям дроны нужны для оперативной и надёжной доставки сборных грузов различного назначения на месторождения, рудники и карьеры. Следом идёт банковский сектор, который нуждается в доставке ценных грузов в отделения, расположенные в зонах с плохо развитой инфраструктурой или там, где много частных, отдельно стоящих домовладений. Также в этом способе доставки заинтересованы МЧС и военные ведомства, которым нужно доставлять медикаменты, спасательные комплекты и специальную экипировку в зоны ЧС или вооружённых конфликтов. Перспективными также представляются различные рынки Юго-Восточной и Северной Азии.

При создании технологического стартапа команда МАИ ориентируется в том числе на опыт других компаний, ведущих разработки в данной области, таких как Zipline, Matternet, Flirtey, Flytrex и др. Логистический продукт, создаваемый в МАИ, не предусматривает создание компании-оператора, которая будет заниматься организацией перевозок и непосредственно самими перевозками в необходимых рынку масштабах.

По замыслу разработчиков, решение будет представлять собой готовый «стартап на продажу» заинтересованной компании или группе компаний. В состав продукта войдут следующие составляющие: беспилотный носитель и система автоматического управления, необходимые наземные системы, система мониторинга окружающей среды и формирования полётных заданий, «цифровой двойник» с функцией моделирования процесса перевозок, сертификат лётной годности, а также обученный технический персонал и структурированная база знаний. Кроме того, в продукт можно интегрировать дополнительные услуги, например, умное складирование, интеграцию RFID-данные и IoT в блокчейн.

Среди вариантов беспилотного летательного аппарата, который будет использован для доставки в качестве приоритетной, рассматриваются различные модели.

Суммарные инвестиции в стартап по транспортировке грузов беспилотниками оцениваются в 28,7 млн рублей, с учётом планируемой выручки после проведения первого эксперимента — 22,3 млн рублей. В ближайшее время команда МАИ планирует начать тестирование новой технологии с целью демонстрации её возможностей потенциальным клиентам.

В этот день было

Проведен успешный запуск пилотируемого КК "Союз ТМА-2"
Выбран аванпроект истребителя 5-го поколения
Построен первый серийный Ил-96Т