Дистанционное обучение в МАИ: как это работает

24 марта 2020
Дистанционное обучение в МАИ: как это работает

17 марта 2020 года Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) полностью перешёл на режим дистанционного обучения. О том, как организован образовательный процесс в учебных средах МАИ, пресс-служба узнала у руководства, преподавателей и студентов университета.

Наряду с авиационной и ракетно-космической сферой, IT — одно из приоритетных направлений подготовки в МАИ, поэтому дистанционное обучение для университета — процесс не новый и уже хорошо отработанный. Накопленный в этом плане опыт, а также развитые цифровые возможности позволили институту безболезненно и оперативно перенести образовательный процесс в онлайн. На сегодняшний день все институты МАИ успешно ведут обучение в дистанционном режиме, без потери качества и согласно образовательным планам.

Преподаватели и студенты МАИ взаимодействуют на двух площадках: платформе LMS МАИ (learning management system — «система управления обучением»), разработкой и поддержкой которой занимается управление электронного обучения МАИ, и сервисе Microsoft Teams (MT). Обе платформы функциональны и интуитивно понятны в освоении, они позволяют слушать лекции — онлайн или в записи, получать и сдавать задания, участвовать в «живых» семинарах.

«LMS МАИ была разработана в 2006 году, к нынешнему моменту она прошла 6 модернизаций, приобрела интуитивно понятную навигацию и наполнена актуальным контентом, — отмечает начальник управления электронного обучения МАИ Пётр Ухов. — Институты размещают на учебной платформе свои образовательные курсы в удобном для студентов формате, в числе которых конспекты лекций и презентации. Там же есть система видео-конференц-связи. Все системы синхронизированы с системой управления МАИ, студенты и преподаватели уже получили к ним доступ. Один из главных вопросов, который сейчас решается в рамках дистанционного обучения — высоконагруженные системы. Если раньше у нас в системе LMS одновременно работало 10–15 пользователей, то сейчас доходит до 600–700. Чтобы снизить нагрузку на систему, нам пришлось разделить сервера. Теперь LMS МАИ способна выдержать до 2 000 пользователей одновременно».


Отзывы сотрудников МАИ

Своим опытом реализации и использования дистанционных образовательных площадок поделились руководители и педагоги институтов МАИ. Согласно их отзывам, полный переход на платформу LMS не стал чем-то новым, прошёл быстро и безболезненно.

Например, педагоги института № 1 «Авиационная техника» МАИ имеют большой опыт обучения онлайн, во многом благодаря активному участию учебных подразделений института в международных программах. Развиваются направления, связанные с академическим обменом и программами двойных дипломов, которые органично предусматривают применение систем дистанционного обучения и консультаций. Используется весь спектр современных инновационных систем обучения, основой которых является система LMS МАИ, которая интегрирует видеообучение в живом формате и предоставляет круглосуточный доступ к записям лекций преподавателей и учебно-методическим материалам курса. При возникновении вопросов студенты могут получить дополнительные онлайн-консультации не только ведущего преподавателя, но и консультантов по разделам курса из научных лабораторий института и промышленности.

В качестве отдельного актуального направления использования онлайн-систем обучения можно выделить дистанционную систему контроля. Использование электронных систем тестирования в процессе подготовки даёт возможность студентам в спокойной и комфортной обстановке проверить свои знания и готовность к тесту. Это позволяет, с одной стороны, преподавателю более рационально спланировать курс, а с другой — студенту увереннее чувствовать себя на итоговой аттестации.

«Я считаю, что в сложившихся обстоятельствах полный переход на удалённый формат — это возможность всесторонне протестировать систему дистанционного обучения в режиме «стресс-тест». Это, безусловно, платформа для цифровой революции в образовании, которая позволит нам сделать шаг вперёд в вопросе дистанционных форм обучения», — говорит директор института № 1 Олег Долгов.


В институте № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» в онлайн уже переведены все дисциплины, которые кафедры обеспечивают в этом семестре для студентов как своего, так и других институтов МАИ. Преподаватели организуют живое общение с ребятами в чатах или онлайн-беседе, отслеживают посещение по своим курсам. В тех предметах, где предусмотрено домашнее задание, через систему LMS МАИ ребята могут скачать необходимый материал для самостоятельной работы, а потом отправить результат на проверку.

«Процесс обучения проходит успешно. В институте назначены ответственные за размещение лекций и создание курсов. В их обязанности также входят консультации, которые помогают преподавателям и студентам быстрее адаптироваться к полностью дистанционному формату обучения», — говорит заместитель директора института № 2 Сергей Киктев.

В институте № 5 «Инженерная экономика и гуманитарные науки» дистанционное обучение по эффективности не уступает занятиям в оффлайне. Все лекции и дополнительные материалы обработаны и выложены в сеть, проведены необходимые консультации с педагогами и студентами, ведётся чёткий контроль образовательного процесса.


«Я очень благодарен студентам института № 5 за то, что они отнеслись к процессу оперативного перехода на дистанционное обучение с полным пониманием, собранно и организованно. Преподаватели почувствовали довольно серьёзную нагрузку в части модернизации своих лекционных материалов, однако наши опасения, что появятся какие-то недовольства со стороны студентов, не оправдались, — говорит директор института № 5 „Инженерная экономика и гуманитарные науки“ МАИ Сергей Новиков. — По моему мнению, введение полностью дистанционного обучения в МАИ прошло успешно, наш университет смог оперативно организовать образовательный процесс, получить все пароли и доступы за один день».

Студенты МАИ также отмечают, что им комфортно работать на предложенных образовательных платформах. Ребята считают, что качество обучения не пострадало, а пропущенную онлайн-лекцию теперь можно посмотреть в записи.

Отзывы студентов МАИ

Студенты магистратуры института № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика» в текущем семестре сосредоточены на написании диссертационной работы, поэтому процесс обучения у них не столь интенсивный, как, например, у студентов бакалавриата. Ребята учатся всего два учебных дня в неделю — и оба в онлайне. Программа LMS МАИ помогает им, например, решать важные вопросы, связанные с диссертационными исследованиями.

«Все студенты нашего института смогли беспрепятственно подключиться к системе LMS МАИ в первый же день. На мой взгляд, никаких проблем с переходом на дистанционное обучение в университете нет, — все преподаватели постоянно на связи, можно проконсультироваться и задать любой интересующий вопрос», — говорит студент магистратуры института № 3 Михаил Леонтьев.


Все образовательные коммуникации студентов института № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность» также ведутся исключительно в системе. У ребят есть два основных формата обучения: видеолекции, которые можно посмотреть в удобное время, и онлайн-занятия, к которым нужно подключаться в соответствии с учебным расписанием. В режиме видеолекций к каждой записи в отдельном файле прикреплены практические задания и методические рекомендации по их выполнению в домашних условиях. Работая самостоятельно, ребята всегда могут обратиться за консультацией к преподавателю. На онлайн-занятиях студенты могут в прямом эфире задать преподавателю свой вопрос, показать самостоятельную работу, просмотреть и скачать литературу или презентацию. Если онлайн-лекцию пришлось пропустить — её запись можно посмотреть позже, что очень удобно.

«Нет ощущения, что мы учимся в усечённом формате, просто работа стала более самостоятельной, требует самодисциплины и самоконтроля», — отмечает студентка 5-го курса института № 4 Екатерина Гереева.

Со слов студента 4-го курса института № 12 «Аэрокосмические наукоёмкие технологии и производства» Александра Королёва, на стадии написания дипломов у ребят сейчас лекций очень мало, но все они уже доступны в тестовом формате. После просмотра маёвцам необходимо заполнить тесты, которые проверяют преподаватели. При этом основная работа ребят сосредоточена на индивидуальном сотрудничестве с научным руководителем, который всегда остаётся на связи.

Для иностранных студентов МАИ дистанционное обучение — ещё один интересный опыт. Студент магистратуры института № 6 «Аэрокосмический» из Индии Кабилан Кумарагуру уверен в том, что, учитывая нынешнюю ситуацию в мире, для студентов это было наилучшим решением. Его обучение проходит на английском языке и строится через сервис Youtube Live. Ссылку на каждую лекцию и семинар ребятам предоставляет куратор. Занятия проходят в режиме онлайн, студенты могут задавать вопросы преподавателю в чате. Каждая «живая» лекция сохраняется, и к ней можно вернуться в случае необходимости. Сам видеоурок состоит из виртуальной доски, где преподаватель пишет формулы и важные факты, параллельно раскрывая тему предмета. Домашние задания иностранный студент готовит в обычном режиме и отправляет их преподавателю по электронной почте. Занятия проходят чётко по расписанию.

«Со своим научным руководителем мы общаемся по электронной почте, с помощью мессенджеров и по Skype. Несмотря на то, что для меня всё же предпочтительнее занятия в аудитории, учитывая ситуацию, я доволен принятыми мерами. Тем более, что не нужно тратить время на дорогу, и ты занимаешься в своей уютной комнате», — говорит Кабилан.
Читайте также: Мероприятия по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в МАИ.
Отдел по связям с общественностью УИСК

На сайте МАИ можно разместить свое объявление, новость или анонсировать свое мероприятие

Предложить новость