«Корсар» научили лучше видеть землю: в МАИ создали бортовую мини-РЛС с большими возможностями

25 мая 2018
«Корсар» научили лучше видеть землю: в МАИ создали бортовую мини-РЛС с большими возможностями
Созданный в Московском авиационном институте Научный центр специальных радиоэлектронных систем успешно справился со сложной технической задачей — создал бортовую радиолокационную станцию для беспилотников и легких самолётов. Радар отличается миниатюрными размерами и большими возможностями радиолокационного обзора.

Как сообщили «Армейскому стандарту» специалисты в области авиационных радаров, осенью планируется начать государственные испытания радиолокационной станции для перспективных беспилотников, в том числе для создаваемых разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов большой продолжительности полета.

Новыми радарами планируется оснастить и беспилотник «Корсар», который впервые пролетел над Москвой в парадном строю 9 мая.

Основная техническая сложность при создании радаров для беспилотников — это массо-габаритные ограничения. Любой современный радар — это прежде всего фазированная антенная решетка, способная дать мощное излучение и принять большое количество отраженных от целей сигналов, а также быстродействующая аппаратура обработки этих сигналов. На больших истребителях антенное полотно по диаметру вписывается в обводы фюзеляжа в носу самолета. У беспилотника габариты гораздо скромнее, а задачи ему приходится решать не менее сложные — увидеть нужные цели на земли на максимально возможном расстоянии, определить их координаты и навести на них огонь артиллерии, ракет или авиации.

Специалисты рассказали, что малогабаритная радиолокационная станция будет работать в 8-миллиметровом К- и Ка-диапазонах. Сейчас проводятся лётные испытания бортовой РЛС на одном из легких пилотируемых самолётов — специально доработанном Ан-2. Отрабатываются различные режимы аппаратуры в полёте. Тесты относятся к лётно-конструкторским испытаниям в интересах разработчика. Уже полученные предварительные результаты показывают соответствие характеристик радара ранее заявленным. В частности, с помощью РЛС успешно проведено картографирование земной поверхности, что позволяет говорить о хороших перспективах использования его в качестве разведчика.

Создатели полагают, что лётно-конструкторские испытания новой разработки на легком самолёте завершатся в мае—июне. В конце третьего — начале четвертого кварталов радар выйдет на этап государственных испытаний в составе беспилотника «Корсар». Отставаний от графика нет.

Уже построены две РЛС для перспективного беспилотника. Однако радар, считают разработчики, может стать универсальным. Он достаточно быстро и с небольшими затратами может быть адаптирован в состав бортового оборудования не только беспилотников, но и пилотируемых самолетов и вертолетов. Например, учебно-боевого самолёта Як-130 разработки корпорации «Иркут» или ударного вертолета Ка-52 фирмы «Камов». Фирму «Иркут» устраивают характеристики радара разработки МАИ.

Беспилотные авиационные комплексы «Корсар» впервые представят широкой публике на параде в честь Дня Победы 9 мая в Москве. Беспилотник создан в двух вариантах — один вертолётного типа, с двумя соосными винтами, второй — самолётного, с крылом. Аппараты предназначены для патрулирования местности, аэрофотосъемки и разведки. Кроме того, дроны могут использоваться для транспортировки грузов и ведения радиоэлектронной борьбы.

Самолётный «Корсар» получился довольно внушительным: размах крыльев у него 6,5 метров, а длина больше четырех. Аппарат имеет массу около 20 кг. Взлетает такой аппарат только со специально подготовленной полосы. Радиус действия — до 120 километров. В ударном варианте беспилотник может нести управляемые ракеты и реактивные гранаты. Беспилотный самолёт выполнен из композиционных материалов. Винт у него расположен сзади и является толкающим.
Вертолётный «Корсар» способен совершать посадки на маленьких площадках, в том числе на палубы кораблей. Он может летать над землей и морем. В качестве разведывательно-ударного способен нести управляемые и неуправляемые ракеты.

В этот день было

Первый полет сверхзвукового истребителя И-360
Родился лётчик-испытатель, летчик-космонавт А.А. Волков
Начало летных испытаний учебно-тренировочного моноплана УТ-2

На сайте МАИ можно разместить своё объявление или новость