Космос как бизнес: МАИ на «InSpaceForum 2018»

22 марта 2018

Область коммерческой космонавтики, космического туризма и использования беспилотной техники перестаёт быть узкоспециализированной темой футурологов, технологических мечтателей и отраслевиков. Крупный бизнес сдвигается в сторону использования космоса как коммерческой площадки для реализации своих проектов и получения больших прибылей. Ведущие мировые государства теряют монополию на звёздное пространство, а очки у них отыгрывают частные компании. Главная задача бизнеса и государства — договориться и найти точки соприкосновения для взаимной работы.

Эти и другие вопросы, касающиеся освоения космоса и использования беспилотной техники, эксперты, представители государственных и частных компаний, предприниматели обсудили на III Международном форуме по коммерческой космонавтике и беспилотным летательным аппаратам «InSpaceForum 2018». Мероприятие прошло в центре Москвы, в отеле «Золотое кольцо», и одним из его участников стал Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет).

Трансформация по законам космоса

Деловую программу «InSpaceForum 2018» открывала панельная дискуссия «Особенности сотрудничества государственных и частных компаний». За несколько минут до её начала mai.ru удалось побеседовать с одним из главных участников дискуссии, выпускником МАИ и директором исследовательско-аналитического центра госкорпорации «Роскосмос» Дмитрием Пайсоном. Разговор, в частности, шёл о перспективах развития космической космонавтки и космического туризма в России.

— Космический рынок оценивается в стоимость порядка 330 млрд долларов, — отмечает Дмитрий Пайсон. — Примерно 100 млрд долларов приходится на коммерческое вещание и коммерцию в целом. Коммерческая космонавтика — это наша данность, не стоит её воспринимать как дело далёкого будущего. В России она есть, но несколько в другом формате — космические приложения, сегменты дистанционного зондирования Земли, связь.

По словам Дмитрия Пайсона, область космического туризма и пилотируемой космонавтики в России осваивается не такими стремительными темпами, как в других странах мира, но тоже достаточно активно. Однако в последнее время представители частных компаний начали претендовать на чисто государственные участки жизненного цикла проекта — планирование, НИОКРы и НИРы.

— В этой связи госкорпорация «Роскосмос» стремится играть всё более и более активную проектную роль и будет стараться статьнастоящей сервисной корпорацией, оказывающей услуги на рынке, — отмечает Дмитрий Пайсон.

С изменением отрасли и её большей «склонности» к бизнесу будут меняться и форматы преподавания в профильных вузах. 

 — Мне кажется, что в каждой отрасли изменения в образовании и подходах будут протекать по-разному, — считает эксперт. — Для отраслей дисперсных и ориентированных на рынок конечных пользователей, как, например IT и телекоммуникация, процессы пойдут быстрее. Здесь большое внимание будет уделяться не столько профессии как таковой, сколько именно компентенциям. Если говорить о профессиях, рассчитанных на сектор госзаказа, на работу с изделиями с длинным жизненным циклом, как, например, военная техника, транспорт, машиностроение и космос, то я думаю, что процессы трансформации тут гораздо больше времени займут. На мой взгляд, форма образования вообще сильно зависима от того, что востребовано, прежде всего, предприятиями.

Дышать, летать, печатать

Тем не менее, в МАИ готовы к поворотам отраслевого рынка. Более того, вузу есть, что предложить в ответ на коммерциализацию космоса и воздушного пространства.

В рамках стартап-программы «InSpaceForum 2018» в направлении «Беспилотные летательные аппараты» перед экспертами с проектом «Экомониторинг» выступила студентка 3-го курса факультета «Радиоэлектроника летательных аппаратов» МАИ, главный разработчик перспективного метеокомплексаэкологического мониторинга Виктория Бояршинова. На презентацию девушка и её коллега по проекту — финансовый аналитик, продюсер «Экомониторинга», магистрант факультета «Авиационная техника» Дарья Перепелюк— привезли прототип комплекса.

Напомним, что в прошлом году тандем Виктории Бояршиновой и Дарьи Перепелюк выиграл грант Минпромторга России на конкурсе «Инновационная радиоэлектроника». С тех пор девушки решили существенно модернизировать свою бизнес-модель и предложить заказчику не саму мобильную систему, которую можно собирать как конструктор, прикрепляя или снимая с беспилотника полезную нагрузку, а услуги, которые она предоставляет.

— Система в течение одной минуты реагирует на экологическую ситуацию и может оперативно передать данные экологическим и пожарным службам о состоянии атмосферы, характере загрязняющих веществ, дать точный прогноз о ситуации через определённое количество времени, — отмечает Виктория. — Данные передаются с помощью интернет-сервисов, а также могут поступать в облачное хранилище. Мы предлагаем услуги независимой экспертизы для коммерческих и городских компаний.

По словам Виктории и Дарьи, ведутся переговоры о сотрудничестве с компаниями «Радар ММС» и «Ангстрем-Т».

Ещё одна разработка, которую презентовал МАИ на форуме, — беспилотник, способный поднимать грузы до 10 кг и работать в условиях Крайнего Севера. Главный разработчик — аспирант МАИ, сотрудник лаборатории композиционных материалов НИО — 101 Андрей Колпаков (на фото). — Разработкой заинтересовались спасатели, полярники и даже журналисты, — отмечает Андрей Колпаков. — Беспилотник оснащён защитной «диафрагмой», которая при падении или посадке бережёт его винты — самое уязвимое место беспилотника. Кроме того, такая компоновка обеспечивает для человека, к которому дрон может подлететь для доставки груза, полную безопасность.

Беспилотник может подлетать к труднодоступным местам, доставлять грузы для людей во время чрезвычайных происшествий, осуществлять фотосъёмку. Винты и корпус сделаны из композиционных материалов в МАИ. В дальнейшем коптер будет усовершенствован. Андрей планирует постепенно увеличить массу поднимаемого беспилотником груза.

На мероприятии МАИ также представил IT-продукт стартапа «Additive Techlogy Software Solution», созданного на базе лаборатории аддитивного производства кафедры 904 «Инженерная графика». Универсальная программа позволяет оптимизировать процесс технологической подготовки 3D-печати. По словам сотрудника «Additive Techlogy Software Solution» Вениамина Брыкина (на фото — слева), программа продаётся заказчику по лицензии.

Прямая речь

Екатерина Ткаченко, руководитель проекта компании Smile-Expo, организатор «InSpace Forum 2018»

— Космическая отрасль — это огромное поле для исследований и новых открытий. В ХХ веке Советский Союз был лидером космической гонки. Я считаю, что и сегодня у РФ есть все шансы занять ведущие позиции. Но для этого необходимо объединить сотрудничество частных и государственных структур. «InSpace Forum» стала первой и единственной площадкой для их коммуникации. И я горжусь, что мы смогли объединить компании в одном месте.

Нам удалось собрать ключевых игроков космического рынка: и управляющих бизнесом, и инженеров-технологов, и юристов, специализирующихся на международном космическом праве и даже космонавтов.

В день мероприятия на площадке было до 300 человек. Компания «Smile-Expo»благодарит всех участников, спикеров и партнёров за продуктивный день, актуальную информацию и полезные знакомства.

В будущем мы планируем организацию четвёртого «InSpace Forum», но точная дата следующей конференции пока не известна.

Что касается других мероприятий команды Smile-Expo в области инновационных технологий, то ближайшие — это конференция по телемедицине M-Health Congress, которая пройдёт 3 апреля. А на 19 апреля намечено крупное событие, посвящённое искусственному интеллекту в бизнесе, — AI Conference.

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров