МАИ и COMAC: диалог продолжается

17 марта 2017
МАИ и COMAC: диалог продолжается

Россия и Китай работают над созданием дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта. Особенность лайнера — высокая доля полимерных композиционных материалов в его конструкции. В составе самолёта она составит 50 %, или 70 тонн. Уникальная «крылатая машина» была презентована в ноябре 2016 года на авиационно-космическом салоне «China Airshow 2016». К совместному проекту китайской компании COMAC и российской Объединённой авиастроительной корпорации приложил руку и Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) в качестве консультанта и наставника китайской стороны по ряду инженерных направлений.

Напомним, что с ноября 2016 вуз запустил серию лекций и мастер-классов для сотрудников COMAC по направлениям «Композиты» и «Интеграция авионики». Серия курсов в Москве окончилась в начале марта. Один из блоков программы включал двухдневный обучающий тур на завод портфельной компании «Роснано» — «Препрег СКМ». Эта организация занимается производством различных номиналов технических тканей и препрегов на основе углеродных, стеклянных, арамидных волокон, которые используются в судостроении, авиастроении, строительстве и других индустриях.

— МАИ стремился к тому, чтобы в рамках обучающих курсов по «Композитам» и «Авионике» слушатели смогли не только ознакомиться с теоретической частью, но и собственными глазами увидели реально работающее предприятие по изучаемому направлению, — отмечает в беседе с mai.ru заместитель директора Дирекции перспективных образовательных программ Дарья Воробьёва.

Представителям COMAC показали мультиаксиальную машину, линию по производству препрега. По словам начальника лаборатории композиционных материалов МАИ Леонида Фирсова, у гостей сформировалось полное понимание того, как инженеры и конструкторы должны взаимодействовать с материаловедами для получения требуемых характеристик их материалов. Ведь конструирование самолёта должно начинаться фактически с разработки материала под эту конструкцию.

После окончания московской сессии представители МАИ отправятся в Шанхай. Там также пройдёт недельный обучающий курс по направлениям «Композиты» и «Интеграция авионики» для сотрудников COMAC. И на этом МАИ не собирается останавливаться. По словам Дарьи Воробьёвой, в апреле делегация вуза во главе с ректором Михаилом Погосяном планирует посетить COMAC для дальнейшего обсуждения обучающих программ по целому ряду направлений.

— В наших планах — сотрудничество в области сертификации, матмоделирования, концепции «более электрического самолёта» и некоторых других. Кстати, в рамках последующих курсов также, скорее всего, будут организовываться краткосрочные визиты китайских коллег на российские предприятия. Эта практика себя хорошо зарекомендовала. Авторитет и возможности МАИ позволяют привлекать к работе высококвалифицированных специалистов из промышленности, — отмечает Дарья Воробьёва.

Опыт и знания экспертов МАИ для компании COMAC — неоспоримы. Некоторые специалисты, совмещающие работу на предприятии с работой в МАИ, участвовали в сертификации крупнейшего российского лайнера Sukhoi Superjet 100; кроме того, наши преподаватели обладают уникальными знаниями в области конструирования летательных аппаратов самых разных модификаций.

— Для того чтобы бросить вызов таким гигантам как Airbus и Boeing и быть конкурентоспособными, мы должны создать по-настоящему уникальный продукт. Это невозможно без применения самых передовых технологий, — отмечает Дарья Воробьёва. — Именно поэтому наш выбор приоритетных направлений сотрудничества с СОМАС неслучаен — мы сосредотачиваемся на тех областях, где особенно важно достичь высочайшего уровня профессионализма. Уверена, что у совместного российско-китайского проекта большое будущее, и в нём МАИ сыграет не последнюю роль.

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров