Гений чистой красоты: женщины, «окрылившие» МАИ

8 марта 2017
Гений чистой красоты: женщины, «окрылившие» МАИ

«Без женщин жить нельзя на свете, нет...» — пел один из персонажей оперетты «Сильва» Имре Кальмана. Прекрасной даме посвящены самые трогательные песни и стихи, миллионы восторженных слов и бесчисленное количество афоризмов. Да и как иначе? Мамы, бабушки, жёны, сёстры, девушки — без них невозможно представить свою жизнь, а их улыбки способны согреть любое сердце и подарить даже в самый холодный день кусочек тёплого солнца и пьянящий аромат весны.

Это теперь женщина может мастерски водить автомобиль, управлять самолётом, демонстрируя наряду с лётчиками-мужчинами фигуры высшего пилотажа, отправляться в космические экспедиции. А ещё в начале прошлого века у женщин не было даже права голоса, она не могли заниматься общественной работой. И только благодаря неравнодушным немецким феминисткам Кларе Цеткин, Розе Люксембург и ещё добрым 15 000 тысячам женщин, вышедшим на манифестацию в Нью-Йорке 8 марта 1908 года, у прекрасной половины человечества появился не только главный женский праздник — 8 марта — но и многочисленные права.

С тех самых пор женщины встали на одну ступень с мужчинами и стали полноценными членами общества. Разделение полов на «слабый и сильный» остались в далёком прошлом. Да и кого именовать слабым полом — легендарных лётчиц эскадрона Марины Расковой, прозванных «ночными ведьмами», первого лётчика-космонавта Валентину Терешкову, отправившуюся в космос практически сразу после Юрия Гагарина, Светлану Капанину, королеву неба, перед которой снимают шляпу даже самые опытные лётчики-асы? В истории сохранились яркие примеры женских подвигов и женской славы. 

Мы назвали лишь несколько имён. В Международный женский день mai.ru вспоминает знаменитых выпускниц и студенток Московского авиационного института (национального исследовательского университета), развенчавших миф о том, что женщины — слабый пол.

Подвиг «Ночных колдуний»

Легендарная советская лётчица-штурман, Герой Советского Союза Марина Раскова подошла к распоряжению верховного главнокомандующего СССР Иосифа Сталина со всей ответственностью. Она лично объезжала авиационные училища и отбирала для своих «летучих» полков претенденток. В разгаре Великая Отечественная война, советская армия несёт колоссальные потери. Для военной авиационной техники срочно нужны пилоты и обслуживающие её инженеры. Подходящие кандидатуры находят в Московском авиационном институте им. Серго Орджоникидзе. Девочек, учащихся на первом и втором курсах, определяют в полк лётчицами, студенток старших курсов — инженерами. Полк сформирован и отправляется на фронт.

В одну из воздушных эскадрилий Марины Расковой попала студентка второго курса МАИ Галина Джунковская. Она сражалась в одном экипаже со своей ровесницей, заместителем командира эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка Марины Расковой 4-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии Марией Долиной. 

Одну такую совместную с Галиной Джунковской вылазку Мария Долина описала в своих воспоминаниях: «Горит на моем самолёте мотор... кончаются патроны, пулемёт штурмана умолкает, я иду со снижением. Истребитель противника нагнал нас и подошёл слева вплотную. Было отчётливо видно лицо лётчика. Он поднял руку и сначала показал один, потом два пальца. Только потом мне объяснили, что это был вопрос: „Как тебя сбить: за одну атаку или за две?“. Тут же я почувствовала удар по самолёту. Теперь горели оба мотора. Галя Джунковская, не раздумывая, начала отстреливаться сигнальными ракетами. Противник был ошеломлён „новым огневым средством“ и уже не решался больше к нам подходить вплотную. Ещё несколько выстрелов, и истребители противника отстали». 

Полёт, к счастью обеих лётчиц, кончился удачно, они вернулись из кровопролитного боя живыми. Галина Джунковская так же, как её однополчанка, была удостоена звания Героя Советского Союза. Во время войны юная лётчица совершила 62 боевых вылета, в 5 воздушных боях в составе группы сбила 2 самолёта противника. Дважды она горела, была контужена, но возвращалась в строй. Военная биография Джунковской связана с Донским, Северо-Кавказским Западным, 3-м Белорусским, 1-м Прибалтийским фронтами.

Через воздушный полк Марины Расковой прошли и другие студентки МАИ. Звания Героя Советского Союза были удостоены Раиса Аронова и Наталья Меклин. Перу Раисы Ароновой принадлежит книга воспоминаний «Ночные ведьмы», в которой живо и реалистично описаны те страшные времена, насыщенные воздушные бои. Писательским талантом обладала и Наталья Меклин. Она стала автором биографических повестей «От заката до рассвета», «Из-за парты на войну», «Вернись из полёта» и др. Уже после войны, в 1971 году, Наталья Фёдоровна вступила в Союз писателей.

Вертолёт и рекорд

После войны женщины-лётчики открыли новую страницу своих достижений. И не только в пилотировании самолётов-истребителей, но и в управлении вертолётами. Так обладателем первого женского вертолётного рекорда стала выпускница МАИ Ирина Гурова. В 1958 году на вертолёте Ми-1 она достигла скорости полёта по замкнутому 100-километровому маршруту 175,459 км/ч. С этого достижения начался отсчёт целой серии мировых рекордов советских лётчиц. Через год новый рекорд установила аспирантка кафедры «Конструкция и проектирование вертолётов» МАИ Татьяна Руссиян. Она впервые отправилась в полёт на вертолёте Ми-1 одна и без кислородного оборудования, достигнув высоты 4 140 м.

Восемь мировых рекордов по скорости полёта и скороподъёмности на вертолёте Ми-24 принадлежит выпускнице МАИ Галине Расторгуевой. Она — единственная в России женщина лётчик-испытатель первого класса на вертолётах совершила беспрецедентный вертолётный перелёт по маршруту Москва — Майами.

— У меня с авиацией свои счёты, — делится в интервью с газетой «Труд» Галина Расторгуева. — Рекорды на Ми-24 были моей попыткой отметить память отца (отец Галины Расторгуевой — лётчик-испытатель Виктор Расторгуев — погиб во время репетиции первого после войны парада Победы 1945 года) и 30-летие Великой Победы«. В истории мировой авиации едва ли найдётся другая подобная попытка, увенчавшаяся столь внушительными достижениями.

В круге первый...

«Королевой слепого полёта» — полёта по приборам в ночное время, в облаках или на большой высоте — прозвали лётчицу, доктора технических наук, заслуженного мастера спорта и выпускницу МАИ Розалию Михайловну Шихину. Она стала абсолютной чемпионкой СССР по самолётному спорту и чемпионкой мира высшему пилотажу в 1964 году, вернувшись из Испании с золотой короной. Лётчик-испытатель первого класса Марина Попович вспоминает: «Лётный талант, отличная техника пилотирования, исключительная дисциплина Розалии Шихиной выдвинули её в ведущие группы пилотажного расчёта. Впервые в истории воздушных парадов ведущей большой пилотажной группы была назначена спортсменка. Раньше это были только лётчицы, прошедшие войну. Парад проходил в сложных метеорологических условиях. Несмотря на это, все фигуры были выполнены от начала и до конца были выполнены точно, в размеренном ритме, спокойно и без волнения». За участие в мероприятии группа женщин-лётчиц была награждена Орденом Почёта.

В 1965 году Розалия Михайловна установила мировой рекорд скорости по классу лёгких самолётов с реактивными двигателями, пролетев на Як-32 15-25 км со скоростью 775 км/ч.

Жизнь Розалии Шихиной трагически оборвалась 8 сентября 1965 года при выполнении элеронной «бочки», на которой самолёт Як-30 ещё не был испытан. Вместе с ней погиб и заслуженный лётчик-испытатель Валентин Волков.

Но славное дело советских лётчиц продолжается... Единственной в мире женщиной, летающей на истребителе МиГ—29, остаётся выпускница МАИ Светлана Протасова. Её путь в авиацию лежал через тернии. Десятки рапортов с просьбой принять на действительную военную службу. Путь от Як-18 и Як-52 до МиГ-29 капитан Протасова преодолевала, уповая лишь на свои упорство и настойчивость.

В истребительную авиацию она попала после расформирования женской группы пилотов «Ласточки». Но и там, в Кубинке, женщину-пилота не сразу подпустили к машинам её мечты. Её целеустремленность помогла Светлане сесть за вожделенный штурвал истребителя. В настоящее время Светлана Протасова прошла переподготовку и сменила штурвал МиГ-29 на гражданский Airbus A320.

Сменила амплуа с лётчика-испытателя на лётчика-космонавта выпускница МАИ Светлана Савицкая. Она продолжила дело знаменитой Валентины Терешковой, став второй женщиной-космонавтом и первой представительницей прекрасного пола, вышедшей в открытый космос. Она также дважды удостоена звания Героя Советского Союза.

Кстати, первой российской женщиной, побывавшей на МКС, стала в сентябре 2014 года ещё одна выпускница МАИ — лётчик-космонавт Елена Серова.

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) поздравляет милых женщин и девушек — студенток, преподавателей, выпускниц — с Международным женским днём и желает им успехов.

В этот день было

Первый коммерческий запуск ИС3 по программе «Морской старт»
Первый полёт первого серийного Ту-160
Советская межпланетная станция «Венера-15» выходит на орбиту вокруг Венеры