Акселератор лучших идей: маёвские проекты на GenerationS

2 ноября 2016
Акселератор лучших идей: маёвские проекты на GenerationS

В октябре в Московском авиационном университете в предэкселератор GenerationS были отобраны лучшие проекты в сфере технологического интернета. Тройку победителей составили ребята с факультета «Двигатели летательных аппаратов» — их идеи были признаны не только прорывными, но и (что подчас более важно) осуществимыми. Прошедшие проекты будут прорабатываться в течение некоторого времени, а призом для окончательного победителя станет возможность реализации проекта. Так что прошедший предакселератор всего лишь маленький шажок на пути к победе: ребятам из МАИ предстоит доказать, что их идеи — лучшие в российском масштабе.

mai.ru побеседовал с маёвцами-победителями и узнал, как их идеи в корне изменят производственный процесс на предприятиях.

Большой брат против

(Андрей Минченко, Алексей Шарков, Павел Стариков, кафедра «Теория воздушно-реактивных двигателей»)

С тем, что на производстве с огромной территорией постоянно возникает проблема поиска людей, Алексей Шарков столкнулся ещё во время практики. Это и стало первым шагом к разработке системы мониторинга и контроля эффективности производства. Система мониторинга — это маячок на пропуск, отслеживающий передвижение работника по территории. У этого маячка может быть множество дополнительных функций: залогинясь у станка, рабочий может «застолбить» его за собой, а менеджеры — отметить, сколько времени он у него провёл и сколько за это время выпустил деталей. Помимо контроля посещаемости это помогает замерять производительность и эффективность труда.

— Вы, главное, не подумайте, что наши маячки — это система жёсткого контроля, которая заблокирует выход в курилку на пять минут, — спохватывается Андрей Минченко. — Дополнительный чип малоточен, он не пилингует постоянно и уж тем более не бьёт током за, простите, выход в туалет.

Вторым компонентом системы является терминалы для приёма продукции, что может помочь для, например, мониторинга брака детали. К контролёру приходит информация о дефектной детали, и он тут же, не отходя от монитора, отправляет её на диагностику к технологу, конструктору и другим специалистам. Для этого достаточно одного терминала, уверяют разработчики, а подо всю систему подойдут и обычные сервера, стоящие сейчас на заводах.

3D аура

(Роман Куколин, Андрей Орлов, Александр Федосеенко, кафедра «Технологии производства двигателей летательных аппаратов»)

Суть второго отмеченного на предакселераторе проекта — создание трёхмерной модели производственного комплекса, на котором отображались всё находящееся в эксплуатации оборудование.

— Разумеется, целесообразность применения телеметрических датчиков, которые используются в нашей системе, зависит от конструкции аппарата, — поясняет Роман Куколин. — Это должен быть очень сложносоставной прибор (например, те же авиационный двигатель, которые мы изучаем) или неразборный аппарат.

Впрочем, датчики скорее нужны даже не столько тогда, когда поломка произошла — куда оптимальнее их использовать для диагностики состояния, близкого к поломке. Это особенно пригодится на конвейерном производстве, подчёркивает Роман. Сейчас используются, например, вибродатчики, однако информация предоставляется не централизованно, а весь массив выводится списком.

— Наша основная задача — сделать параметры системы понятными для самого простого человека. Знаете, как всякие шарлатанские «определите ауры»? Забавно, зато наглядно.

Советчик ANSYS

(Андрей Агапов, Константин Раихин, Константин Талахов, кафедра «Технологии производства двигателей летательных аппаратов»)

— Наша программа будет упрощать работу инженеров, — с обоснованной уверенностью говорит один из авторов проекта «Разработка универсального ПО для систем автоматического проектирования» Константин Талахов. Сейчас инженеры используют ANSYS, однако в некоторых случаях она работает очень медленно — например, двигатель анализируется за неделю.

Если параметры детали подходят, то ANSYS деталь сразу отправляет на печать, если нет — отклоняет. Программа, созданная маёвцами, не просто не пропускает деталь, а возвращает её инженеру с рекомендациями по изменению параметров.

— Таким образом наша разработка не только ускоряет процесс, но и значительно его совершенствует, — подчёркивает Константин.

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»