«Гарпун», «Блик» и другие разработки МАИ на «Гидроавиасалоне — 2016»

21 сентября 2016
«Гарпун», «Блик» и другие разработки МАИ на «Гидроавиасалоне — 2016»

На «Гидроавиасалоне — 2016» Московский авиационный институт представит сразу несколько своих разработок, пишет в своём специальном выпуске, посвящённом XI Международной выставке и научной конференции, «Инженерная газета».

Важнейшей из них является указатель центра масс, который позволяет избежать неустойчивости гидростатического объекта в воде. Прибор, определяющий с помощью двигающегося по лазерной рейке генератора лазерного излучения центр масс тела, оказался очень востребованным — сейчас его разработка находится на стадии коммерческого внедрения.

Другая значимая разработка института — подводный аппарат проницаемого типа «Гарпун», который предназначен для транспортировки двух водолазов на глубину до 60 м. Он может быть использован для проведения мониторинга гидросферы в районе прибрежных шельфов, в подводных исследованиях, при осмотре и ремонте подводных частей гидросооружений, для проведения поисково-спасательных и контрольно-измерительных работ.

Помимо всего прочего МАИ представляет на «Гидроавиасалоне» надводно-подводный интеллектуальный исследовательский комплекс для мониторинга рек и водоемов «Блик». Он разработан в Студенческом конструкторском бюро «Океан» МАИ в рамках такого сложного и перспективного направления научно-исследовательских работ, как надводно-подводная робототехника. Необходимость её развития обусловлена агрессивностью водной среды и проблемами, которые возникают у находящихся в ней аппаратов. Помощь силовым ведомствам в поиске предметов криминального характера, специалистам МЧС в плане исследования загрязненного дна на предмет потенциальной опасности загрязнений, выявление степени изношенности газо-, нефте- и трубопроводов — всё это решение ежедневных практических задач. Разумеется, существует и спрос со стороны военных структур — с помощью надводно-подводных аппаратов можно обследовать переправы, прибрежную зону при необходимости форсирования.

Посетители «Гидроавиасалона» смогут увидеть на выставке созданный на 3D-принтере плавающий коптер (его серьезным преимуществом является водонепроницаемость, обеспечивающаяся герметичностью напечатанных элементов), созданный полностью из композитных материалов беспилотный летающий аппарат и гидросамолёт.

Разумеется, на выставке представлены далеко не все разработки института в сфере гидроавиации. Начало гидроавиационному направлению в МАИ положил в сентябре 1972 года совместный приказ Министерства машиностроения и Министерства высшего и среднего специального образования СССР «О подготовке инженерных кадров и проведении научно-исследовательских работ Московским авиационным институтом для предприятий и организаций Министерства машиностроения СССР». В институте была создана кафедра «Прикладная гидромеханика и проектирование двухсредных аппаратов» (ныне — «Проектирование аэрогидрокосмических систем»), перед которой стояла задача подготовки инженерных и научных кадров в области гидромеханики.

Одно из её первых направлений, которым занимается, в частности, СКБ «Океан» МАИ — проектирование пилотируемой подводной техники. МАИ здесь достиг значительных успехов — несколько двухместных подводных буксировщиков «Акванта» уже плавают по мировым водам.

Третье направление (помимо пилотируемой подводной техники и надводно-подводной робототехники) в аэрогидрокосмических системах, активно развивающееся в МАИ — экранопланная техника. Малые экранопланы могут использоваться как в спасательных и военных, так и в гражданских целях — например, как транспорт в регионах Крайнего Севера, где единственная дорога пролегает вдоль реки. Высота полета составляет порядка 2–2,5 метров над водой, а одно из важнейших свойств — амфибийность, иными словами — способность «выезжать» на берег. В проекте малого экраноплана МАИ эту проблему предполагается решить с помощью воздушной подушки.

Четвёртое направление можно назвать экологическим — создание судов на альтернативных источниках энергии. В частности, университетом на данный момент создан катамаран на солнечных батареях — но, к сожалению, ни одна батарея не использует солнечную энергию на 100%. Поэтому СКБ «Океан» обратилось к идее full green ship, опробовать которую намерено для начала на катамаране. Этот задел уже позволяет говорить о том, что скоро в России появится свой Energy Observer.

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8