Студенческое конструкторское бюро «Океан» кафедры 608

Кафедра 608 «Проектирование аэрогидрокосмических систем»

СКБ 608 «Океан» было основано в 1975 году на кафедре 608 «Двухсредные летательные аппараты» («Проектирование аэрогидрокосмических систем»). Инициатива создания студенческого КБ в большей степени принадлежала студентам института при активной поддержке морского клуба МАИ «Волна».

В первый состав СКБ вошли сотрудники, имеющие опыт научно-исследовательской работы в области высокоскоростных подводных аппаратов, а также опыт проведения подводно-технических работ. Среди консультантов и научных руководителей СКБ были доктора наук, профессора, кандидаты технических наук, аспиранты, многие из которых имели огромный опыт работы в промышленности, среди первых научных руководителей СКБ был также Лауреат Ленинской премии СССР Патрушев В. И.

В силу специфики разрабатываемой в СКБ ракетной и другой высокотехнологичной техники, эксплуатация которой была связана, прежде всего, с водной средой, сотрудниками и студентами СКБ 608 «Океан» были созданы и доведены до практической эксплуатации с последующим внедрением в промышленность следующие проекты:

  • высокомобильные многофункциональные носители аквалангистов (подводные буксировщики) МАИ-3, «Шельф-001», «МАИ-7», «Акванта», «Акватика», предназначенные для проведения поисковых работ на шельфе, обследования подводных объектов, выполнение вспомогательных функций при проведения широкого спектра подводно-технических работ, туристических и спортивных целей, а также — тренировка летчиков и космонавтов в естественных условиях на вестибулярное раздражение;
  • различные типы погружаемых глубоководных носителей гидрофизической аппаратуры МНГФА для исследования морского дна (шельфа) до глубины 700 м. и проведения поисковых работ при отработке различных видов морского оружия;
  • носитель электроакустической аппаратуры (НЭА-2), для защиты флоры и фауны водоёмов в местах проведения гидротехнических работ;
  • по заказу Министерства здравоохранения СССР была разработана, изготовлена и испытана барокамера гипербарической оксигенации для лечения пациентов в кислородной среде;
  • выполнен проект МАИ-4 «ПОИСК» — двухсредного пилотируемого аппарата для исследования режимов движения при переходе из водной среды в воздушную и обратно;
  • разработана, изготовлена и испытана в условиях гидробассейна в Центре Подготовки Космонавтов раскрываемая ферменная конструкция для создания многомодульных каркасных панелей в условиях невесомости.

В период с 1996 года и до настоящего времени силами СКБ были реализованы следующие проекты:

  • в период 1996 до 2010 год были разработаны и изготовлены многофункциональные носители аквалангистов «Акванта» и «Акватика», которые проходили опытную эксплуатацию в Арабских Эмиратах (1998), Мальте (2006) Австралии (2009). Подводный аппарат «Акванта» демонстрировался в 1998 г. на Международной выставке EXPO-98 в Лиссабоне (Португалия) как достижение студентов высшей школы России.
  • с 2000 г. студентами СКБ был спроектирован и изготовлен полноразмерный моторный макет экраноплана «ЭЛА-001». Первые ходовые испытания были проведены в 2011 г. на базе водномоторного спорта в г. Спасск-Рязанский (Рязанская обл.) при непосредственной поддержке мэра города Жукова А.
  • изготовлен в соответствии с техническими требованиями масштабный макет скоростного подводного буксировщика «Гарпун» и проведены гидродинамические испытания в условиях гидроканала им. Н. Е. Жуковского в ЦАГИ (Москва, ул. Радио);
  • разработана техническая документация для изготовления «Интеллектуального надводно-подводного комплекса «БЛИК» и изготовлена технологическая оснастка для изготовления корпусных элементов конструкции, также силами студентов изготовлены некоторые узлы и агрегаты;
  • изготовлен в соответствии с техническими требованиями масштабный макет экраноплана «ЭЛА-608 «Океан» для проведения аэродинамических испытаний в аэродинамической трубе на кафедре 105 (сейчас в составе 106) МАИ;
  • проведены теоретические расчеты и в настоящий момент ведутся работы над созданием масштабной модели М (1:100) проекта «Аэростарт» для проведения демонстрационных испытаний по запуску модели ракеты с высоты 10 км.
  • разработан и изготовлен «Многофункциональный носитель водолазного оборудования «ПОНИ» — автоматический исследовательский комплекс для обследования подводных участков нефте- газопроводов;
  • ведутся работы на созданием полномасштабного моторного стенда «Экраноплан ЭЛА-608-«Океан» для проведения ходовых испытаний и отработки взлетно-посадочных режимов в натурных условиях с использованием глиссирования и воздушной подушки. Также с участием студентов СКБ ведутся проектно-конструкторские работы с выпуском конструкторской документации для изготовления опытного образца экраноплана-трансформера.

Новости