Кафедра 603 МАИ отмечает свой 85-летний юбилей
10 апреля 20156 сентября 1930 г. в Высшем аэромеханическом училище, переименованном в этом же году в МАИ, была создана кафедра «Строительная механика аэроплана». Основателем и первым заведующим кафедрой был Алексей Михайлович Черемухин — ученик Н. Е. Жуковского. Особое значение Черемухин придавал научно-практическим работам по заказу промышленности и учебному процессу. С этой целью по его инициативе в 1934-1937 г. при кафедре создана лаборатория испытания конструкций самолета на прочность (ЛИКС). В ней выполняли научно-экспериментальные работы по заказу авиационных предприятий. Одновременно в ЛИКСе проводили лабораторные занятия со студентами.
Созданные в те времена для учебных целей демонстрационные установки шимми носового колеса, флаттера крыла и горизонтального оперения самолета сохранились в рабочем состоянии до наших дней. Во время Великой Отечественной войны в ЛИКСе проводили статические испытания самолетов А. И. Микояна, А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина и других. Впоследствии ЛИКС была преобразована в существующую и по сей день учебную лабораторию кафедры.
В 1937-1941 г. и 1948-1959 г. после возвращения МАИ из эвакуации заведующим кафедрой был один из первых выпускников МАИ, заслуженный деятель науки и техники, кандидат технических наук, профессор Антон Юлианович Ромашевский — известный ученый в области строительной механики и прочности авиационных конструкций.
Главные достижения кафедры в учебной и научной деятельности, в подготовке научно-педагогических кадров, а также в развитии научно-экспериментальной базы связаны с именем Ивана Филипповича Образцова. Доктор технических наук, профессор И. Ф. Образцов стал заведующим кафедрой «Строительная механика и прочность» в 1959 г. и оставался им вплоть до 2005 г. Итогом разносторонней творческой деятельности И. Ф. Образцова являются его научные труды и два открытия. Среди его публикаций 23 книги и свыше 250 статей. Им подготовлено 15 докторов наук и свыше 25 кандидатов наук. За большие научные достижения он был избран сначала членом-корреспондентом Академии Наук, а затем и академиком, стал лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР. Иван Филиппович был также выдающимся организатором науки и образования, он прошёл путь от ректора МАИ до министра высшего и среднего образования РСФСР
До 1960-х годов на кафедре занимались главным образом статическими задачами. Сознавая важность аэроупругости и динамики авиационных конструкций, включая нелинейную динамику, колебания оболочек с жидкостью и другие проблемы аэрогидроупругости, кафедра, благодаря усилиям профессора Ф.Н. Шклярчука и его учеников, начала развивать и эти направления. Ф.Н. Шклярчук возглавлял кафедру с 2005 по 2010 год.
До начала 90-х годов кафедра участвовала во многих совместных разработках с такими предприятиями, как «Молния», создававшая многоразовый корабль «Буран», НПО «Лавочкина», с конструкторскими бюро «Туполев», «Микоян» и другими. В результате реформ 90-х гг. была разрушена создававшаяся десятилетиями связь высшей школы и отраслевых НИИ и конструкторских бюро. В эти годы основными задачами кафедры и, прежде всего, её руководства были сохранение кадрового потенциала, научных школ, качества подготовки специалистов при мизерной зарплате профессорско-преподавательского состава, не говоря уже о сотрудниках научно-исследовательского отдела и учебно-вспомогательного персонала. В этих трудных условиях академик И.Ф. Образцов и его преемник профессор Ф.Н. Шклярчук полностью сохранили профессиональный преподавательский состав кафедры.
В 2010 г. кафедру возглавил Заслуженный конструктор РФ В.А. Гнездилов, Генеральный директор ООО «Компания «МИР», в этом же году по его инициативе кафедре присвоено новое название «Прочность авиационных и ракетно-космических конструкций имени академика И.Ф. Образцова». В условиях перехода на двухступенчатую систему образования начался новый этап работы кафедры по новым стандартам, новым учебным планам, рабочим программам дисциплин, учебно-методическим комплексам. Благодаря согласованной работе коллектива и особенно главного методиста кафедры доцента Сергеева В.Н., кафедра успешно прошла аккредитацию весной 2013 года.
Благодаря помощи компании «МИР» проведен ремонт учебных классов и других помещений кафедры, организованы и оснащены современными компьютерами два класса, полным ходом идёт модернизация учебно-лабораторной базы кафедры, закуплены тензометрические комплексы от ведущих фирм. Налаживаются взаимоотношения с предприятиями авиационного и аэрокосмического комплекса, такими как ОАО «Туполев», РСК «МИГ» и другими. Кафедра проводит совместные олимпиады с ОАО «Сухой» и ОАО «Туполев» для выявления лучших выпускников школ, для обучения в МАИ и по кафедре 603.
Организована кураторская работа на всех курсах. В качестве кураторов привлечены новые молодые преподаватели кафедры, которые отслеживают учёбу студентов с первого и до последнего курса. Хорошо успевающим студентам выплачивается дополнительная стипендия от заведующего кафедрой В.А. Гнездилова. Мы даём почувствовать студентам, что кафедра — это их родной дом, что здесь, в МАИ, они получают необходимые для будущей работы знания.
Кафедра 603 в лице своих студентов и аспирантов принимала участие в завершающем этапе проекта Мобильной башни обслуживания ракет-носителей «Союз-СТ» для Гвианского космического центра. За эту работу по представлению руководства МАИ коллективу разработчиков во главе с В.А. Гнездиловым в 2013 году была присуждена Золотая медаль имени В.Г. Шухова Международного союза научных и инженерных организаций.
Кафедра посредством аспирантуры ведёт подготовку собственного научно-педагогического персонала. В ближайшие годы кафедра планирует принять на работу ещё нескольких молодых преподавателей. Большую работу в этом направлении проводят заведующий кафедрой В.А. Гнездилов, заместитель заведующего кафедрой В.В. Фирсанов, профессора Ф.Н. Шклярчук, А.А. Дудченко, Б.Н. Нерубайло, Т.В. Гришанина и другие. Успешно ведется подготовка научно-педагогических кадров и для других государств.
В настоящее время на кафедре 603 работают 11 профессоров, 11 доцентов и 2 старших преподавателя. Совершенствуя методику преподавания, они передают современные знания студентам, которым предстоит нести высокое звание авиационного инженера в XXI веке!