Счастье – быть нужным: профессор МАИ Александр Белявский о работе, науке и хобби
4 июня 2025
Александр Евгеньевич Белявский – человек, в чьей судьбе Московский авиационный институт – это не просто место работы, а настоящий дом, где всегда были и есть самые близкие люди. Выходец из династии преподавателей, он уже три десятилетия продолжает эту традицию — день за днём передаёт студентам не только знания, но и ту самую искру вдохновения, что зажглась когда-то в нём самом.
Будучи профессором кафедры 614 «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности», в душе он остаётся тем самым увлечённым подростком, который грезил о космосе, далёких полётах и невероятных открытиях. Именно поэтому его авторские курсы — не просто лекции, а живые истории о том, как мечты претворяются в реальность, двигая прогресс.
О становлении в профессии, трогательных моментах в преподавании и тёплых отношениях со студентами – в интервью с Александром Белявским.
Александр Евгеньевич, как вы стали преподавателем? Что стало определяющим моментом в выборе именно аэрокосмической сферы?
Всё благодаря династии инженеров. Мама и папа работали в одном из ведущих предприятий космической промышленности России – известного сейчас, как ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва (РКК «Энергия»). С детства я был в околокосмических кругах и уже тогда примерно представлял своё будущее.
Далее жизненные «развилки» привели меня в МАИ. Когда подошло время защищать диплом, поступило заманчивое предложение остаться на родной кафедре, и я согласился, несмотря на то, что уже был распределён на предприятие. В конце 1980-х начал свою преподавательскую деятельность на кафедре и параллельно работу в научно-исследовательском отделе МАИ. Не о чём не жалею и доволен своим выбором до сих пор.
Какие дисциплины вы ведёте? Есть среди них самая любимая?
Особо любимой дисциплины нет. Но для всех своих предметов составляю авторские курсы, так как учебников по ним нет. В среднем создание такого курса занимает около трёх лет, в течение которых курс проходит несколько корректировок на основе результатов апробации, производственных изменений и технологического прогресса. Пилотный проект по модернизации образования также помогает совершенствовать программы.
Главные принципы в преподавании для вас – это..?
Для меня главное — не унижать студентов. Я общаюсь с ними как со своими будущими коллегами. Обращаюсь к ним «друзья мои, коллеги».
Также всегда старался не «зазвездиться», будучи на должности преподавателя. Никого из себя никогда не пытался строить. Может, со стороны студентов это выглядит иначе.
Расскажите о самом запоминающемся моменте в вашей практике. Может быть, студенты когда-то пытались хитрить, но у них ничего не вышло? Или наоборот?
Помню, года три назад в МАИ студенты третьего курса бакалавриата сдавали начертательную геометрию. Большинство сдали всё успешно, в ведомость данные внесли. Но было четыре человека, которых отправили на пересдачу. И вот, звонят с кафедры начертательной геометрии в деканат, спрашивают: «Где ваши ребята ходят? Задолженность висит». Им отвечают: «Знаете, они уже всё сдали, ведомость с подписью принесли».
Начали разбираться – оказалось, что подпись поддельная. Далее, естественно, виновников вызывали по одному для выяснения обстоятельств. Все рассказы студентов сходились к одному. Когда бакалавры отправились закрывать «хвосты» на кафедру – никого там не обнаружили, а по пути назад наткнулись на, как им тогда показалось, преподавателя. Он был в чёрном плаще, шляпе и полумаске. Видимо, должники накануне какой-то фильм про Зорро посмотрели и им привиделся этот образ. Человек в чёрном пообещал им помочь.
Студенты договорились скинуться по тысяче рублей, и один из виновников встретился с этим «Зорро» на какой-то отдалённой станции метро, передал ему собранные деньги. А позднее подписи оказались проставлены в ведомости. Причём студенты по-разному описывали этого человека в чёрном. Таинственная личность оказалась… Теперь хожу и озираюсь. Особенно, когда по тому корпусу хожу.
А как вы мотивируете студентов, которые не проявляют интереса к вашему предмету?
Конечно, студент – он на то и студент, что всё время хочет облегчить себе жизнь. Поэтому периодически применяю метод «кнута и пряника». Порой приходит распоряжение срочно поучаствовать в том или ином мероприятии, где студентам нужно отложить все дела и в обязательном порядке выполнить задачу в сжатые сроки. Пряником в данной ситуации может выступить зачтение лабораторной работы.
Какие советы вы бы дали студентам, которые хотят построить карьеру в аэрокосмической отрасли?
Для построения успешной карьеры в аэрокосмической отрасли важно регулярно посещать занятия и не пропускать практику на производствах. Некоторые начинают работать уже с третьего курса – это полезно.
Есть ли научный проект, который вы всегда мечтали реализовать?
Да. Кстати, его реализацией сейчас и занимаемся: готовим высадку на Луну и лунную базу, ведём эксперименты. Ранее я уже защитил диссертацию «Методологические основы проектирования системы обеспечения теплового режима лунной базы». Помогаю с выпускными работами в этой области своим аспирантам-космонавтам. Этот проект надолго, так как всегда находится в процессе обновлений.
А как вы отдыхаете от работы? Есть ли у вас хобби?
В качестве хобби предпочитаю горные лыжи – получаю незабываемый заряд адреналина и нормализую давление. Особенно, когда удаётся покататься в горах. Как специалист по системам жизнеобеспечения подтверждаю – при смене давления во время подъёмов и спусков происходит хорошая тренировка организма. При этом получаешь некоторое состояние эйфории, когда летишь по склону как птица.
Ну и финальный вопрос: что вас по-настоящему вдохновляет?
Ощущение востребованности в профессии. Помимо преподавания, в сфере моей деятельности есть ещё и административные вопросы. Когда всё это гармонично удаётся совмещать, можно сказать, что появляются и удовлетворение, и вдохновение.