В МАИ создадут компактную аэродинамическую трубу для испытаний воздушных винтов и силовых установок БЛА

3 июня 2025
В МАИ создадут компактную аэродинамическую трубу для испытаний воздушных винтов и силовых установок БЛА

В Московском авиационном институте разрабатывают малую аэродинамическую трубу, предназначенную для испытаний в воздушном потоке элементов БЛА массой до 100 кг: винтов диаметром до 51 см и силовых установок. Труба позволит имитировать условия полёта на скорости до 50-60 км/ч.

Работа над проектом ведётся на базе научно-исследовательского отдела кафедры 310 «Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы» и лаборатории «Гибридные и электрические силовые установки» Передовой инженерной школы МАИ.

– Аэродинамическая труба необходима для экспериментальных исследований при проектировании летательных аппаратов – в том числе для испытаний винтов. Дело в том, что характеристики воздушного винта меняются, если он работает в набегающем потоке, а значит, скорость и дальность полёта аппарата тоже. Это означает, что без «продувки» сложно точно рассчитать характеристики проектируемого летательного аппарата. Не помогут даже математические модели, ведь их необходимо проверить экспериментально, – отмечает доцент, научный сотрудник лаборатории № 1 «Математическое моделирование» НИО-101 МАИ Елена Карпович.

Популярность небольших БЛА – и, соответственно, количество проектов таких аппаратов – растёт с каждым годом. Компактная аэродинамическая труба хорошо подходит для их испытаний, так как не требует большой мощности и длительной подготовки к исследованиям. Подобные аэротрубы есть в зарубежных университетах и научных учреждениях. Однако в России в открытом доступе таких разработок на сегодняшний день нет.

– Благодаря простоте изготовления, компактному размеру, модульной конструкции и транспортабельности труба может стать полезным инструментом для проведения лабораторных работ и реализации научных проектов не только в МАИ, но и в других университетах, школах и колледжах. Она может пригодиться и для решения задач промышленной аэродинамики – таких, как измерение ветровых нагрузок на здания и памятники, – говорит Елена Карпович.

На данный момент в МАИ завершены проектные расчёты, ведётся монтаж аэродинамической трубы. Результаты первых испытаний разработчики планируют получить до конца лета 2025 года.

В этот день было

Первый пуск РН "Протон"
Родился директор 810 АРЗ М.В.Москаленко
Родился штурман-испытатель Е.Полуянов