Ректор МАИ Михаил Погосян — о новой системе высшего образования и современном инженере
20 марта 2025
С 2026 года все российские вузы должны перейти на новую систему высшего образования. Шесть вузов-пилотов апробируют её второй год. Московский авиационный институт – один из вузов-участников пилотного проекта – с этого учебного года перевёл все свои программы на новые уровни образования: базовый и специализированный. Ректор МАИ Михаил Погосян в интервью изданию «Российская газета» рассказал, как идёт переход на новую систему, зачем современному инженеру гуманитарные науки и в чём секрет подготовки специалистов в университете, которому сегодня, 20 марта, исполнилось 95 лет.
Михаил Асланович, МАИ 95 лет. За это время университет подготовил 200 тысяч выпускников, среди которых известные учёные, конструкторы, лётчики. Какой главный принцип помогает МАИ выпускать профессионалов высокого уровня?
Главный принцип МАИ — готовить людей, способных быть лидерами изменений в аэрокосмической отрасли. Тех, кто не только обладает знаниями, но и умеет решать конкретные инженерные задачи, внедрять новые технологии.
Подготовка специалистов высокого уровня основана на балансе между глубокими фундаментальными знаниями, высоким уровнем общепрофессиональной подготовки и практическими навыками, которые студенты приобретают в процессе учёбы, участвуя в реальных проектах.
МАИ всегда отличался тем, что готовил комплексных инженеров – людей, которые могут создавать сложные технические системы. Это авиационные комплексы, ракетно-космические системы, авиационные двигатели, системное оборудование, радиолокационные комплексы, в процессе работы над которыми необходимо решать серьёзные задачи. И комплексность в процессе решения такого рода задач, умение интегрировать в единую среду различные технологические направления, определяющие конкурентоспособность авиационной и другой техники, – это то, чему учит Московский авиационный институт. И я думаю, что жизнь подтвердила эффективность такого подхода.
МАИ – участник пилотного проекта по переходу на новую систему высшего образования. С этого учебного года все программы вуза переведены в новый формат. В чём заключаются основные изменения?
Главным результатом перехода на новую систему высшего образования является более тесный уровень интеграции с индустрией, для которой мы готовим выпускников. Мы формируем новую среду, совместный взгляд на подготовку людей, которые в дальнейшем должны стать лидерами изменений. Мы строим новые образовательные программы на основе совместного рыночного, технологического и кадрового прогнозов.
Вместе с индустрией МАИ готовит команды изменений, которые должны внедрить в рабочие процессы современные методы математического моделирования, использовать возможности искусственного интеллекта, перспективные материалы, что обеспечит технологическое лидерство нашей страны в аэрокосмической области.
Помимо этого, вместе со студентами мы формируем их будущую карьерную траекторию. Это позволяет определять направления, в которых они добьются наибольшего успеха в дальнейшем. Так, профессионально-карьерный модуль, который мы ввели в программы подготовки, позволяет существенно расширить объём практик студентов.
Сегодня, когда мы идём к технологическому лидерству, какой специалист-инженер нужен стране?
Одним из ключевых факторов обеспечения технологического лидерства нашей страны является подготовка комплексных инженеров.
Сегодня продуктом становится не само изделие, а услуга, которую оно помогает оказывать. И конкурентоспособность такого продукта закладывается ещё на этапе его разработки. Поэтому сегодня востребованы специалисты, которые могут комплексно решать такого рода задачи. Которые на начальном этапе не только разрабатывают технический облик изделия, но и проектируют его стоимость и стоимость его эксплуатации.
Ещё одна важная особенность наших выпускников состоит в том, что они не только владеют глубокими знаниями, но широко используют современные методы искусственного интеллекта и математического моделирования. Это позволяет проводить виртуальные испытания техники на математических моделях, что существенно сокращает циклы и сроки сертификации изделий.
Когда все вокруг говорят о важности технического образования, как сохранить баланс и не забыть о гуманитарной подготовке?
Невозможно достичь успеха, если вы не понимаете цели, которую перед собой ставите. В этом плане очень важной частью работы университета становится воспитание людей, являющихся патриотами и готовых решать задачи в интересах общества.
В рамках пилотного проекта МАИ внедряет в образовательные программы модуль гуманитарной подготовки будущих инженеров. Наша цель – формирование всесторонне развитой личности, способной не только к техническому творчеству, но и к эффективному взаимодействию в профессиональной среде.
Модуль помогает формировать критическое мышление, стимулировать саморазвитие, расширять кругозор студента, чтобы он мог взглянуть на проблему с разных ракурсов. Студенты получают необходимые инструменты осмысления, критической оценки, эффективной коммуникации, что помогает дальнейшему становлению в профессиональном сообществе.
Практикоориентированность – одна из ключевых характеристик новых программ. Можно ли сказать, что зарождается некий новый алгоритм интеграции предприятий в образовательный процесс? Какие отличительные особенности он имеет?
В последние годы мы вышли на новый уровень взаимодействия с предприятиями. От достаточно распространённого массового подхода «заказчик-исполнитель», в рамках которого предприятие заказывает университету подготовку определённого количества специалистов, соответствующих конкретным требованиям, мы перешли к партнёрским отношениям.
У нас есть совместный управляющий комитет с ОАК, ОДК и другими представителями авиационного кластера в структуре Ростеха. Мы тесно взаимодействуем с Роскосмосом, РКК «Энергия», АО «РЕШЕТНЁВ». Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» также является нашим многолетним стратегическим партнёром. И это далеко не полный список предприятий.
Вместе с индустрией мы формируем прогнозы развития рынков, технологические прогнозы. Совместно реализуем не только программы подготовки молодых инженеров, но и программы дополнительного профессионального образования для уже работающих специалистов.
Трансформация МАИ из аэрокосмического университета в политехнический становится всё более очевидной. Какие дальнейшие шаги планируется предпринимать в этом направлении?
Что касается трансформации, это действительно так. Сегодня многие технологические процессы, которые в значительной степени определяют конкурентоспособность аэрокосмической отрасли, являются рабочими и для других отраслей.
Научные школы Московского авиационного института сегодня стали реальными центрами развития новых технологий, которые должны обеспечивать решение политехнических задач в области математического моделирования, проектирования композитных конструкций, создания и разработки электроракетных двигателей, перспективных гибридных силовых установок и не только. Например, университет принимает участие в создании цифровых мультимодальных робототехнических систем, которые должны объединить в единую цифровую среду различные виды транспорта и системы связи.
Главное достижение МАИ – это формирование новой среды на стыке с индустрией. Это среда, нацеленная на решение перспективных задач, стоящих перед нашей страной в рамках достижения технологического лидерства. Это и есть основа для дальнейшего развития университета.
Какие ожидания от будущей приёмной кампании? На что ориентироваться абитуриентам, какие направления в топе?
Интерес к инженерному образованию активно растёт, равно как от года к году растёт и уровень студентов, которые поступают в МАИ. Мы ждём не тех, кто хочет просто получить высшее образование, а тех, кто ставит перед собой амбициозные цели. Тех, кто нацелен на участие в той большой работе по обеспечению конкурентоспособности на мировом уровне, которая ведётся в нашей стране, в Московском авиационном институте, в индустрии авиационно-космических систем.
Мы хотим, чтобы ребята, которые вольются в большую семью Московского авиационного института, были по-настоящему увлечены созданием перспективных высокотехнологичных изделий и систем. Потому что успеха добиваются только те, кто искренне увлечён своим делом. История МАИ богата такими примерами.