Видеть всё и даже больше: зачем пилотам шлем дополненной реальности

9 января 2025
Видеть всё и даже больше: зачем пилотам шлем дополненной реальности

Пилот воздушного судна — профессия, предполагающая несение огромной ответственности за жизни пассажиров и членов экипажа. И сегодня всё больший вклад в обеспечение безопасности людей на борту вносят прорывные технологии. Например, в качестве одного из помощников пилота в ближайшем будущем рассматривают AR-шлем. Что это такое и как работает — подробно рассказал инженер Центра «Авионика» Московского авиационного института Глеб Боярский.

Дополненная реальность, или Augmented reality — АR, активно проникает в различные сферы жизни. Это уникальная технология, с помощью которой цифровые элементы накладываются на реальную среду, и у человека возникает совершенно иное, дополненное восприятие окружающего пространства. Не обошла стороной AR и авиационную индустрию. Уже сегодня визуализированные данные широко используются при подготовке пилотов к полётам, включая проецирование нештатных ситуаций на борту. Но когда же пилоты опробуют AR в небе?

Как отметил Глеб Боярский, применение лётчиками шлемов дополненной реальности уже не за горами. Это позволит им, сидя за штурвалом, следить за всем, что происходит вокруг лайнера: технология дополненной реальности «достроит» среду, в которой он находится. Кроме того, у шлема с AR есть ещё один существенный плюс: он всегда будет показывать пилоту идеальную картинку пространства за бортом — даже в условиях реальной нулевой видимости, поскольку в памяти устройства будут храниться самые мельчайшие подробности траектории полёта. Это в разы снизит риски аварийных ситуаций, в частности, при взлёте и посадке.

Глеб Боярский рассказал, что работа по созданию AR-шлемов для пилотов сегодня ведётся как в России, так и за рубежом. А непосредственно в Московском авиационном институте, в Центре «Авионика», занимаются созданием прототипов систем отображения информации на имитаторе нашлемной системы целеуказания и индикации (НСЦИ) и систем управления бортовым комплексом на основе регистрации отображения взгляда пилота.

С помощью НСЦИ лётчик может смотреть сквозь самолёт на 360 градусов. AR избавит пилота от напряжённого слежения за приборной доской и сократит время на принятие решения в ходе полёта.

Глеб Боярский добавил, что инструмент тестируют на базе стенда сверхзвукового пассажирского самолёта. Концепт его кабины подразумевает работу только одного члена экипажа, а также отсутствие переднего остекления и использование технического зрения.

— Благодаря тому, что весь инструментарий доступен для кастомизации, появляется возможность итерационно сформировать и обосновать технические требования к будущим НСЦИ, системам бортового оборудования, эргономике и логике работы экипажа. Так мы отрабатываем концепцию «прозрачного фюзеляжа», когда виртуальные камеры в составе модели формируют изображение окружающего самолёт пространства и выводят изображение на очки (AR-шлем). Такой метод позволяет пилоту видеть пространство даже под самолётом, — уточнил Глеб Боярский.

По мнению специалиста МАИ, повсеместное применение удобных систем может начаться уже в ближайшие годы.

Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России

В этот день было

Среднемагистральный пассажирский авиалайнер Ту-214 получил сертификат
Возобновлены наблюдения с помощью аппаратуры орбитального телескопа «Hubble»
Принято решение об отправке на борт орбитального комплекса «Мир» очередной экспедиции