От стартапа к успешному бизнесу: в МАИ обсудили развитие БАС и космической отрасли

19 ноября 2024

Научный прогресс невозможен без освоения передовых технологий. Сегодня одними из самых перспективных направлений считаются беспилотные авиационные системы (БАС) и космические системы и сервисы. В рамках XI Международной недели авиакосмических технологий Aerospace Science Week на базе Московского авиационного института эксперты отраслей обсудили плюсы и минусы существующих прорывных проектов, а также особенности подготовки специалистов индустрий в соответствии с высокими мировыми стандартами.

Без БАС не получится...

В рамках Aerospace Science Week состоялась большая панельная дискуссия на тему «Комплексное развитие отрасли БАС». Участие в мероприятии приняли ректор МАИ, член Бюро Союзмаш России Михаил Погосян, генеральный директор Ассоциации «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев, ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Вадим Медведев, президент Ассоциации авиационных учебных центров Наталия Шовгеня и заместитель лётного директора ООО «БАС» Александр Терентьев.

Выступая с докладом, Михаил Погосян особое внимание уделил ключевым принципам работы на рынке беспилотных авиационных систем. Он отметил, что сегодня важно ориентироваться на внедрение искусственного интеллекта в работу с БАС, развитие технологий в области топливных элементов и электрических двигателей. Кроме того, ректор МАИ напомнил о необходимости поиска максимально экологичных решений для отрасли БАС.

Также Михаил Погосян акцентировал внимание на недостаточной готовности гражданских лиц в частности и государства в целом к активному использованию беспилотников. На внедрение БАС в разные сферы человеческой деятельности, по его словам, потребуется дополнительное время, но результат точно будет стоить того.

Поддержала ректора МАИ Наталия Шовгеня, которая, в свою очередь, затронула важную тему подготовки специалистов к работе с беспилотными авиационными системами. Эксперт указала на нормативно-правовую проблему — отсутствие профессий в сфере БАС как таковых. В связи с этим обучение людей фактически не представляется возможным, хотя желающих развиваться в перспективной отрасли более чем достаточно.

Комментируя сложившуюся обстановку, Вадим Медведев рассказал об уже существующих и готовящихся к внедрению мерах государственной поддержки развития отрасли БАС. Акцент был сделан не только на разработке особых программ для подготовки экспертов индустрии, но и помощи в реализации проектов учёных. Тему рыночных барьеров также затронул Глеб Бабинцев. Он указал на ключевые сферы применения БАС сегодня, где эффективнее всего развиваться молодым специалистам: сельское хозяйство, доставка грузов и мониторинг объектов.

Александр Терентьев, как и предыдущие спикеры, подчеркнул необходимость изменения законодательства для максимально продуктивного развития отрасли беспилотников. Кроме того, эксперт уделил особое внимание компаниям — эксплуатантам сертификата Росавиации на ведение деятельности, связанной с БАС, проблемам при реализации коммерческих услуг в данной отрасли и возможностям для лизинга беспилотников.

В заключение спикеры пришли к выводу о невозможности дальнейшего научно-технологического развития без внедрения беспилотных авиационных систем и отметили важность скоординированного, поэтапного развития в данной области.

...и без космоса тоже!

Продолжилась Aerospace Science Week обсуждениями новшеств космической отрасли. Участие в панельной дискуссии на тему «Перспективные космические системы и сервисы» приняли ректор МАИ Михаил Погосян, председатель Совета директоров Sitronics Group Николай Пожидаев, замгендиректора по программам и стратегии ПАО «РКК „Энергия“ им. С.П. Королёва» Владимир Волик, главный конструктор малых космических аппаратов АО «РЕШЕТНЁВ» Иван Зимин, а также директор по космическим программам МФТИ Кирилл Охоткин.

Напомнив присутствующим о том, что МАИ является одним из лидеров государственной программы поддержки университетов «Приоритет-2030», Михаил Погосян рассказал о системном взаимодействии с компаниями ГК «Роскосмос». В частности, акцентировал внимание на участии Центра космических технологий МАИ в проекте запуска Российской орбитальной станции, создании многоспутниковых космических группировок, проекте по формированию единого цифрового гиперпространства. Продолжил тему Николай Пожидаев, посвятив доклад глобальной цифровой трансформации космической индустрии. Он отметил важность не только работы с российскими предприятиями и компаниями, но и налаживания связей с иностранными партнёрами. По словам Пожидаева, в этом деле у России большие успехи.

— Сейчас исполняем четыре иностранных контракта с различным функционалом — от дистанционного зондирования Земли до простых связных аппаратов, — уточнил председатель совета директоров Sitronics Group.

О масштабных изменениях при создании Российской орбитальной станции и потенциальной коммерциализации производства РОС рассказал Владимир Волик. При этом он отметил, что работой на орбите Россия ограничиваться не намерена — исследование дальнего космоса также является сегодня перспективным направлением развития.

Ещё одним важным проектом сегодня является развитие орбитальной группировки «Сфера». О реализации идеи рассказал Иван Зимин, отметив, что большое внимание уделяется запуску экспериментального космического аппарата «Марафон», относящегося к многоспутниковым системам «Марафон IoT». По словам Зимина, реализация проектов играет большое значение для развития глобальной системы связи в стране.

В заключение пленарной дискуссии выступил Кирилл Охоткин, отметив консолидированное развитие российских университетов и, в частности, МФТИ в космической сфере. Он рассказал о плюсах и минусах создания тяжёлых и дорогих космических аппаратов и многоспутниковых систем, описал оптимальные модели государственно-частного партнёрства в индустрии.

Подводя итоги обсуждениям, стороны пришли к единому мнению о важности совместного, сплочённого развития в космической отрасли, несмотря на все препоны со стороны недружественных стран. Спикеры отметили особую роль России и большой потенциал в деле освоения космоса.

Но и это не всё

Второй день Международной недели авиакосмических технологий завершился форсайт-сессиями, посвящёнными также беспилотным авиационным системам. Участники обсудили не только разработку и производство БАС, но коммерческую сторону их применения.

Посмотреть на российский рынок беспилотников более предметно удалось благодаря представителям компаний ИКАР, InDrones, Ecolibri и «Тихие крылья». Диалог с разработчиками беспилотников поддержала директор Центра сертификации БАС МАИ Светлана Лунёва, которая напомнила о готовности Московского авиационного института оказывать услуги по сопровождению процесса сертификации беспилотных авиационных систем, включая предоставление площадки для лётных испытаний и профпереподготовку кадров.

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8