Какие специалисты нужны IT-компаниям и как их готовить: опыт МАИ и бизнеса

5 декабря 2023
Какие специалисты нужны IT-компаниям и как их готовить: опыт МАИ и бизнеса

Отечественный рынок труда сегодня остро нуждается в квалифицированных IT-специалистах. По данным Минцифры России, отрасли не хватает как минимум полмиллиона таких кадров. И это понятно, ведь экономика взяла курс на цифровизацию и импортозамещение.

Профессионалы информационных технологий сегодня нужны буквально в каждой сфере. Согласно исследованию, проведённому Ancor в прошлом году, для 90 процентов компаний найм таких специалистов является приоритетной задачей.

— Одно из самых востребованных направлений в IT-профессиях сегодня — работа с данными, — отмечает генеральный директор компании DIS Group Павел Лихницкий. — Запрос на специалистов, имеющих практический опыт в этой области, крайне высок. Поскольку объём информации, собираемой организациями, стремительно растёт, то появляется необходимость в профессионалах, которые умеют работать с большими объёмами данных, проводить аналитику и оптимизировать на этой основе бизнес-процессы.

Также, по словам эксперта, востребованы кадры, которые умеют готовить данные к анализу и выявлять инсайты, специалисты по искусственному интеллекту, разработчики алгоритмов и моделей машинного обучения для обработки и анализа данных. А также специалисты по созданию и администрированию баз данных и по архитектуре данных.

Однако сейчас компаниям не так-то просто нанять хорошего сотрудника. Рекрутеры отмечают, что сроки найма айтишников увеличились с полутора месяцев до трёх. Компании готовы бороться за квалифицированные кадры рублём, поэтому за последний год зарплаты в отрасли увеличились на 40 процентов.

— Самый высокий спрос у IT-работодателей на разработчиков — специалистов по созданию программного обеспечения с опытом работы не менее трёх-пяти лет, — отмечает генеральный директор компании MightyCall Юлия Черноуцян. — Разработчики играют ключевую роль почти во всех сферах IT-рынка, где сейчас актуальны импортозамещение и ускоренный переход на собственные программные продукты. От квалификации разработчика зависит интеллектуальная составляющая, которая достигает 70 процентов в стоимости продукта.

Сегодня многие школьники мечтают о специальности, которая так или иначе затрагивает IT-технологии или смежные сферы. Поэтому у вузов нет проблем с наличием абитуриентов по этим направлениям. Кроме того, сегодня IT-специальность можно получить практически в любом возрасте — было бы желание. Многие курсы обещают, что сделают из вчерашнего слесаря программиста. Однако на рынке труда такие специалисты не слишком востребованы, поскольку не имеют реального опыта работы.

— В последнее время многократно выросло число новичков без опыта — специалистов из других сфер, которые решили переквалифицироваться в IT, — говорит Юлия Черноуцян. — Около 65 процентов откликов мы получаем от кандидатов, которые окончили онлайн-курсы. Но для специализированных игроков IT-рынка, особенно в малом и среднем бизнесе, важно высокое качество команды и нужны только опытные специалисты.

Это вовсе не означает, что у новичка нет шансов найти хорошую работу. Многие компании сегодня готовы растить специалистов для себя, а потому берут на работу вчерашних студентов и сами их обучают под конкретные задачи.

— Некоторые крупные компании, которые делают ставку на развитие собственных технологий, открывают свои корпоративные университеты, — поясняет генеральный директор компании IVA Technologies Станислав Иодковский. — Уровень подготовки кадров — ключевой фактор успеха любой компании, а в сфере IТ, где растут конкуренция бизнеса и требования к сотрудникам, особенно.

Сегодня бизнес активно сотрудничает с вузами, что позволяет ускорить процесс разработки технологий и подготовить нужных специалистов. Вузы, реализующие программы в области IT, понимают, что рынку труда сейчас нужны не просто выпускники с «корочками», а кадры, имеющие опыт. Поэтому процесс обучения во многих ведущих образовательных учреждениях сегодня предполагает не только погружение в теорию, но и решение практических задач, причём тех, которые востребованы у ведущих IT-компаний.

— Сегодня нарасхват только айтишники с хорошим стажем и портфолио, — говорит руководитель IT-Центра МАИ Мария Булакина. — Поэтому даже претенденту на позицию «джуна» необходимо представить собственные разработки и проекты.

Так что портфолио сегодняшние студенты начинают готовить ещё на этапе обучения. Ведущие IT-вузы практикуют так называемый проектный подход, привязанный к задачам бизнеса, который позволяет студентам погружаться в реальные разработки.

— Мы не разрешаем защищать даже бакалаврские дипломы, если студенты пытаются решить задачу «сферического коня в вакууме», — рассказывает Мария Булакина. — Выпускная квалификационная работа — это решение задачи, которая есть или возникла в реальном бизнесе. Например, головная боль в любой организации — инвентаризация. Один из наших бакалаврских проектов предполагает создание программы, которая позволяет сканировать QR-коды и составлять инвентаризационные ведомости. Сверять номера и заносить их в документы. Бояться ошибиться в длинных цифровых кодировках больше не нужно: все данные будут занесены автоматически с помощью камеры на смартфоне. Другой пример — автоматическая сортировка входящей корреспонденции. Компьютерная программа «понимает», о чём идёт речь в письмах, и сортирует их соответствующим образом. Очень часто такие проекты приходят от наших партнёрских компаний. И студенты занимаются их разработками.

Ещё один тренд — рост востребованности IT-профессий, находящихся на стыке различных отраслей.

— Уже через пять-семь лет знание языка программирования и умение создавать программный код будут распространены так же, как знание иностранных языков, — прогнозирует Мария Булакина. — Сегодня теряет актуальность профессия переводчика, а в скором будущем так же потеряет значимость чистое программирование. Будут востребованы специалисты «на стыке»: конструктор-программист, технолог-программист, биолог-программист и т.п. Мы готовимся к этому и уже сейчас начинаем развивать на нашей «цифровой кафедре» такие образовательные программы. Например, на программе по цифровой дефектоскопии готовят специалистов по качеству, умеющих находить дефекты с помощью технологий компьютерного зрения. Конечно, «чистые» программисты тоже останутся в будущем, но их будет меньше, и они будут развивать базовые, фундаментальные технологии.

В этот день было

Задана разработка проекта самолета Т-4
Состоялся первый полет самолета-амфибии Бе-8
Родился летчик-испытатель В.В. Беспалов